Смекни!
smekni.com

Созидательные и разрушительные идеи (стр. 5 из 6)

По поводу объяснения причин и условий возникновения национализма, его истолкования, социальных функций происходят постоянные споры. Разномыслие в понимании национализма обусловлено не только уровнем социального познания, но и социально-политическими предпочтениями людей в национальном вопросе. Существует огромное количество определений национализма. В определениях, выработанных на основе тех концепций общественного развития, в которых недооценивается значимость норм справедливости в национальном вопросе, не дается, как правило, ориентация на осуждение аморальных явлений в общении национальностей. Одна группа авторов в силу многоликости и изменчивости национализма исключает возможность выработки определения; другая группа полагает его нейтральным явлением в морали и политике, третья исходит из предположения, что он может быть негативным или позитивным. В некоторых определениях соединяются несовместимые воззрения. Все эти разнообразные, порою взаимоисключающие друг друга определения имеют одну общую черту: не выделены существенные признаки, отличающие это явление от других. Всякое определение есть ограничение, в этом смысле выявление видового отличия в самой его сущности - это необходимое требование для определения. Спорить о терминах, лишенных дефинитивных свойств, - это все равно, что говорить, не понимая друг друга, на разных языках. Если в определении национализма не выражены разграничительные свойства, существенные признаки изучаемого явления, то в этом случае спор лишается практического смысла, становится схоластическим.

Есть немало авторов, которые, подобно американским ученым Б. Шайферу, Л. Доубу, Р. Эмерсону, Р. Страус-Хюпе, убеждают людей в том, что быть националистом - это быть гражданином, осознающим свой долг перед родиной. То есть между национализмом и патриотизмом ставится знак равенства. Не случайно А. С. Пушкин заметил, что "сообразное словоупотребление имеет прямое отношение к управлению общим мнением русской публики".

Существует немало определений национализма, в которых фактически признается полезность нарушения принципов равенства национальностей в правовом положении и не подчеркивается различие между национализмом и патриотизмом, между разумным протекционизмом отечественному товаропроизводителю и национализмом (экономический национализм).

Национализм - это обобщенная форма выражения особой группы негативных явлений в общении национальностей.

Долгое время, вплоть до конца XVIII века, не были выработаны термины, в которых содержится критерий различения справедливости и несправедливости в национальном вопросе. Социальное познание прошло огромный путь развития, пока не были установлены на уровне терминотворчества совокупность признаков отличия феномена национального от националистического, национализма от патриотизма, нравственно обоснованной национальной гордости, национальных черт в человеке от сознания своего гражданства, от его других социальных качеств, а также культуры социальных действий, его способности соблюдать культуру межличностного общения, политическую и правовую культуру. И в канун XXI века далеко не все люди на уровне житейского, обыденного сознания могут различать эти понятия.

Понятия и термины национализма - это не произвольные, невыдуманные творения. Они складывались в результате длительного наблюдения, закреплены в общественном сознании средствами и приемами логики и проверены на практике. Создание концептуального аппарата научного анализа, выявление объективных предпосылок и субъективных факторов, обусловливающих повторяемость существенных свойств национализма - одно из основных направлений научного познания этого феномена. В повторяемости существенных черт национализма среди всех национальностей, стран прослеживаются закономерности его функционирования.

Термину "национализм" присуща полнозначность выражения всего комплекса аморальных явлений в национальном вопросе. Этот термин в информационном и семантическом поле имеет свой участок, охватывает по определенным критериям значительный круг негативных явлений в общении национальностей. Дефинитивные признаки, заложенные в термине "национализм", дают возможность определить наличие или отсутствие в данной ситуации симптомов нарушения справедливости в национальном вопросе.

Термин "национализм" выражает системное качество явлений, в которых не соблюдается принцип равенства национальностей, их одинаковость в правовом положении, не признается суверенная воля народов.

В ходе развития социального познания выявлены не только инвариантные (общие) признаки национализма, но и вариантные, специфические, групповые. Термин "национализм", являясь базовым в концептуальном осознании множества нарушений справедливости в национальном вопросе, содержит в себе потенции образования новых терминов, образующих особое семантическое поле, например, национализм большой и малой национальной группы, национализм агрессивный и либеральный, национализм наступательный и оборонительный, национал-социализм, национал-патриотизм. В концепции национализма терминообразовательный процесс развивается и по линии добавления к слову "национальный" при обозначении негативных явлений: национальный эгоизм, национальная исключительность, национальная несправедливость, национальное недоверие, вражда и т. д.

Национализм, как всякое явление общественной жизни, имеет свою структуру с присущими ей элементами и внутренними законами их взаимодействия.

К числу этих элементов относятся миросозерцание, идеология, социально-психологическая установка по национальному вопросу. В той или иной мере в "живом", действующем национализме такие элементы существуют. Они дополняют друг друга, создавая его микроструктуру. Каждая сложившаяся и развитая форма национализма выступает как некая целостность. Это дает основание говорить об американском, германском, японском, русском, татарском, сербском, норвежском и других формах национализма. Постижение этой закономерности является необычайно трудной и еще не решенной общественной задачей. Пока ни один исследователь не ставил перед собой такую задачу, хотя те или иные зафиксированные формы проявления национализма в духовном мире личности, социальной группы, в предметно-практической их деятельности создают необходимый банк данных для постижения этой проблемы. Прослеживается не только общее, но и особенное в китайском, русском, американском, германском, английском, украинском, сербском, хорватском и других национализме. В справочнике выдвигается идея строгого различения национального и инонационального национализма. Любая исторически сложившаяся конкретная форма национализма имеет свои компоненты в миропредставлении, идеологии, политике, психологических установках.

Национализм как функциональная система является трудным объектом научного познания. В основе любого национализма присутствует идеологический и психологический феномен национальной исключительности, который служит "обоснованием" особой роли этой национальности в семье народов, ее особой миссии в истории. Отсюда и требование особых прав для этой национальности, предоставления ей различных социальных льгот. Главная идея национализма, заключающаяся в том, что национальности не могут быть равноправными, получает развитие в элементах его функциональной системы. К ним относится национальный эгоизм, заставляющий во всем искать выгоду для своей нации и дающий санкции на ущемление или даже на полное игнорирование интересов других национальностей; отказ в предоставлении кредита доверия по отношению к определенным национальностям; насаждение недоверия между народами, что удается на основе распространения мифа о моральной и интеллектуальной их неполноценности; прямое выражение презрения и ненависти к определенным народам.

Предложенная дефиниция, разумеется, не охватывает всех черт изучаемого явления. В неодинаковой мере получило развитие его этимологическое и содержательное, научное и обиходное объяснение. Несомненно, многие из предложенных терминов будут переосмыслены, что-то войдет в литературу или останется лишь авторским вариантом, "личным" термином.

Национализм - сложный объект научного познания. Не все его грани, а их бесконечное количество, изучены наукой. То, что мы знаем о природе национализма, о его системе антиценностей демократии, о многообразных формах сочетания с другими явлениями, весьма ограниченно. А то, чего мы не знаем, - бесконечно.

Не счесть, сколько было неприятных эмоций, переживаний, стрессов, обид из-за того, что были задеты легко ранимые национальные чувства. Невозможно учесть, сколько людей лишились спокойной жизни из-за национальной нетерпимости и вражды. Межнациональные и межгосударственные конфликты заканчивались нередко кровопролитными событиями, гибелью миллионов. Без прикрытия идей и принципов национализма не велась ни одна несправедливая, захватническая война.

4.2 Великодержавный шовинизм

Согласно общепринятому определению, Шовинизм (франц. chauvinisme), крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности; противопоставление интересов одной нации интересам всех других наций, распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти.

Термин "Шовинизм" появился во Франции в 1831 в комедии братьев И. и Т. Коньяр "Трёхцветная кокарда"; одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен; считается, что прообразом этого персонажа была реальная личность - ветеран наполеоновских войн Н. Шовен (N. Chauvin), воспитанный в духе преклонения перед императором - создателем "величия" Франции. Словом "Шовинизм" стали обозначать различные проявления националистического экстремизма.

В Великобритании Шовинизм получил с конца 70-х гг. 19 в. особое наименование - джингоизм.