Смекни!
smekni.com

Сознание как предмет философского анализа (стр. 1 из 3)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агенство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Учётно-статистический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по философии на тему №27:

Сознание как предмет философского анализа

Челябинск - 2007

Содержание

Введение. 3

1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества

сознания и предпосылки его возникновения и развития. 4

2. Структура сознания. Сознание и язык. 4

3. Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните

соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное. 4

Заключение. 4

Список литературы.. 4

Введение

Проблема сознания всегда привлекала при­стальное внимание философов, ибо определе­ние места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его дей­ствительностью предполагает выяснение при­роды человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагива­ют исходные мировоззренческие и методоло­гические установки любого философского на­правления. Естественно, что подходы эти бы­вают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой фор­мы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма ха­рактеризуется прежде всего выделением чело­века как своеобразной реальности, как носи­теля особых способов взаимодействия с окру­жающим миром, включая и управление им.

Тема «Сознание как предмет философского анализа» является актуальной, так как сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и ду­шевной жизни человека в их единстве и цело­стности, а также способов контроля и регуля­ции его взаимоотношений с действительнос­тью, управления этими взаимоотношениями.

Цель: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа

Задачи:

1. Рассмотреть материальное и идеальное. Основные характеристики и

качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

2. Раскрыть структуру сознания. Сознание и язык

3. Выяснить Что такое бессознательное как феномен психики?

4.Объяснить соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное

1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

В науке долгое время широкое распространение имело дуалисти­ческое представление о сознании и мозге. Сознание рассматри­валось как нечто надфизическое, лежащее поверх мозга или в его «порах».

Сознание мыслилось как некое активное существо, пользующееся мозгом как орудием для реализации своих целей. Оно как бы пер­сонифицировалось и мыслилось как человек в человеке. Счита­лось, что между духовно-идеальным и материальным лежит про­пасть, для преодоления которой у нас нет ни моста, ни крыльев.

Со­знание — субъективный образ объективного мира. Субъек­тивность образа — не произвольное привнесение чего-то от субъ­екта. Будучи отражением действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от бо­гатства или бедности практического опыта людей, от уровня исто­рического развития знаний человечества[1].

Субъективность обра­за, за исключением случаев патологии, обмана и заблуждений, не является свидетельством слабости человеческого сознания. Имен­но это обеспечивает возможность познания человеком объектив­ного мира. Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не было бы возможным.

Идеальность образа состоит лишь в том, что он несводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиоло­гическим процессам в мозгу. Последние строят образ, но не явля­ются им. Физиологические процессы головного мозга выступают как носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектом отражения. Именно отнесенность мозговых процессов к объективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными. Идеальное — это данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не подозревая, что творится в самом мозгу. И это потому, что человеку (да и жи­вотному) даны не физиологические состояния его мозга, а внешний мир — объект.

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физичес­ких, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют матери­альную основу сознания. Далее, одни и те же физиологические ме­ханизмы осуществляют не только разные, но и прямо противопо­ложные мысли.

В пределах теории познания мысль, сознание, идеальное про­тивоположны материальному, а за этими пределами их нельзя про­тивопоставлять как абсолютные противоположности.

Сознание существует не только как нечто принадлежащее дан­ному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафик­сированных средствами языка. Нельзя отрицать реальности сознания: душа — это особая форма бытия сущего. Такой реальностью является и вся духовная куль­тура общества и внутренний духовный мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее действительность идеальна. Для вся­кого другого человека мое сознание существует как реальность, ко­торую он воспринимает через чувственные формы ее обнаружения: поступки, слова, жесты, мимику.

Для понимания души важным является следующее определение идеальности: идеальное есть нечто противоположное материальному, но такое, которое в то же время сохраняет свое совечное единство с ним. Когда мы говорим, что душа имматери­альна, т.е. нечто идеальное, мы имеем в виду ее смысловую сущ­ность во всем составе ее компонентов — сознании, самосознании, чувствах, воли, разума, памяти и т.п., но для понимания сути дела мы допускаем условную аналогию между душой и словом. Можно ли слово мыслить лишь в чистом виде смысла? Смысл слова немыслим вне своей материальной оболочки знака — в виде потоков членораздельных звуков или различного рода начертаний в письменной речи. Нам представляется, что и душа, будучи связанной с деятельностью человеческого мозга, имеет вместе с тем и свое специфическое материальное облачение в тончайшую «ткань» биопо­ля, ауры, что придает ей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле строится допущение бессмертия души. Можно, види­мо, мыслить ауру как некое подобие эфира — этого тончайшего вида материи. Идея эфира, возникнув в древние времена, сохраня­ет свой неистребимый характер по сию пору[2].

Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания.

Сознание — это выс­шая, свойственная только людям и связанная с речью функ­ция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыслен­ном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека[3].

Сознание — результат длительного развития человеческого общества. Элементы психической и сознательной деятельности имеются уже у высших, особенно стадных, животных, использую­щих звуковую сигнализацию и жесты для обмена информацией, но настоящее человеческое сознание появляется не как простое продолжение и усложнение психической деятельности этих животных, а вследствие глубоких принципиальных изменений. Основой этих изменений явился труд.

Многообразие информации, которую должны были переда­вать друг другу наши предки, требовало таких знаков, каждый из которых сообщал бы не об одном-единственном предмете или действии, а об объектах различных, но обладающих общими чер­тами и потому требующих одинаковой реакции со стороны чело­века. Знак должен был быть общим для определенного класса объектов и общим для всех участников трудового процесса. Представить себе наглядно то общее, что имеется во всех случаях, когда подбегают, прячутся, ударяют и т. п., совершенно отвлекаясь от многочисленных разли­чий между этими актами, можно лишь очень туманно или вовсе невозможно. Вполне наглядными при таком отражении остаются лишь знаки, посредством которых участники общения передают их друг другу.

Отражение того общего, что есть в целом классе явлений (бег вообще, удар вообще, скала вообще), при отвлечении от различий между явлениями данного класса, отражение зависимостей, свя­зей между явлениями дается в мышлении. Мышление — важ­нейшая особенность человеческого сознания. Звуковая же систе­ма знаков, посредством которой создаются такие отражения и при помощи которой осуществляется общение, называется язы­ком. Таким образом, коллективный труд требовал образования мышления и языка, возникновение и развитие которых неотде­лимы друг от друга.

Всякий раз, когда люди неправильно отражали существующие в объективной дей­ствительности связи, их попытки овладеть ими терпели неудачу. Миллиарды раз повторялись такие попытки, то удачные, то бес­плодные, пока не сформировалось умение отражать события и их взаимосвязи так, как они имеют место в действительности. Наши предки стали овладевать обычными, на каждом шагу встречаю­щимися, повторяющимися связями. Так возникли умозаключения, т. е. выведение из некоторых известных исход­ных посылок определенного нового знания на основе связей, ко­торые называются логическими. С течением времени способность логично умозаключать укоренилась, так как многие поколения на практике убедились, что логические связи соответствуют отно­шениям и взаимодействиям между самими событиями, действия­ми или вещами. Возникла присущая человеческому мышлению логика.