Смекни!
smekni.com

Сократ: история жизни и философские идеи (стр. 2 из 2)

Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был идеологом аристократии, его учение о незыблимости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса.

По Ксенофонту, Сократ восторгается “самыми древними и самыми образованными государствами и народами”, потому что они “самые набожные”. Сельское хозяйство - мать и кормилица всех искусств, источник жизненных потребностей для “ благородного господина”, лучшее занятие и лучшая наука. Оно сообщает телу красоту и силу, побуждает к храбрости, дает отличных и наиболее преданных общему благу граждан. Сократ на стороне отсталой деревни - против города с его ремеслами, промышленностью и торговлей. Таков идеал Сократа. Надо было воспитать адептов этого идеала. Отсюда неустанная, непрерывная, изо дня в день ведущаяся пропагандическая деятельность Сократа.

Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности. Он хотел видеть в афинских гражданах людей храбрых, благоразумных, справедливых в отношениях к своим друзьям, но не к врагам. Гражданин должен верить в богов, приносить им жертвы и исполнять все религиозные обряды, изучать мир, небо, планеты.

“Сократический” метод, имевший своей задачей обнаружение “истины” путем беседы, спора, явился источником идеалистической “диалектики”. Диалектика Сократа - это учение о преодолении противоречия, отрицания противоречия, недопущения противоречия. Сократ впервые поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части “сократического” метода: “ирония” и “майевтика” - по форме, “индукция” и “определение” - по содержанию.

“Сократический” метод - это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская “ирония”.

Однако Сократ ставил своей задачей не только “ироническое” раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться “истины”. Поэтому продолжением и дополнением “иронии” служила “майевтика”, то есть такая форма беседы, при которой умение вести диалог означало умение задавать наводящие вопросы. Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию “всеобщего” как основы истинной морали.

Основная задача “сократического” метода - найти “всеобщее” в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной “индукции” и “определения”.

“Индукция” и “определение” в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Индуктивное рассуждение предназначено для определения понятия, и это понятие должно выражать сущность или природу вещи, то есть чем в действительности она является. С полным основанием можно утверждать, что Сократ стоял у истоков формирования в философии общих понятий. Если “индукция” - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то “определение” - это установление родов и видов, их соотношения, “соподчинения”.

К сказанному необходимо добавить, что диалектика и идеи о познании у Сократа тесно переплетены с его телеологией, то есть учением о целесообразности. Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств человека своей целью имеют выполнение определенных задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и т.п. Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля производила пищу для человека, движение солнца происходит на таком расстоянии от земли, чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п.

Одной из проблем, волнующих философа, была проблема религии. Сократ не был атеистом, как не был и благочестивым защитником существующего пантеизма.

Государство и общество, мораль, политика, право, проблемы войны и мира тоже занимали Сократа, хотя он сторонился любой общественной и государственной деятельности. Сократ не сочувствовал государственной системе, существовавшей в Греции, обществу с его нравами и обычаями погибающего полиса.

Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании тем, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании. Аристократию Сократ предпочитает всем другим государственным формам, в особенности направляя острие своей критики против античной демократии как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной власти.

Следует упомянуть, что Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Государственные формы таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.

Таким образом, Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый, можно сказать, философский этап, который получает свое дальнейшее развитие в работах Платона и Аристотеля.


Список использованной литературы

1. А.Г. Спиркин. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 1999.- 816с.

2. О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. Основы философии: Учебник.- М.: ИД “ФОРУМ”: ИНФРА - М, 2006.- 480 с.

3. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: Учебник. Издание третье.- М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.- 608 с.