Смекни!
smekni.com

Структура философского знания (стр. 2 из 3)

Одни философы утверждают, 1. – что человек есть существо созидающее, работающее, т.е. «гомосапиенс», т.е. человек создаёт предметы, которых нет в готовом виде в природе, чего не могут животные.

1. Человек – существо нравственное.

2. Человек – существо разумное.

3. Человек – существо политическое.

4. Человек – существо играющее

Сколько существует философских учений, столько существует открытых граней человеческой деятельности. Философия располагает в своем активе огромным количеством имён, которые оказали в своё время огромное влияние на человеческую культуру.

В широком смысле – культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.)

Мировоззренческая функция философии

В будущее не существует проторенных дорог, нет асфальтного шоссе. Жизнь напоминает полярную ночь и бушующую в ночи полярную пургу. Со всех сторон на человека накатываются нерешённые и неразрешимые экологические и прочие проблемы. Можно легко заблудится.

Проблем бесконечное множество:

- экологические,

- проблемы народонаселения,

- политические,

- экономические,

- нравственные,

- национальные,

- есть проблемы личного порядка: проблемы детей и родителей; мужей и жён….

Эти проблемы пришли не из вне, а являются результатами нашей деятельности и свойственны всем поколениям. В силу постоянства проблем, кризисов, и т.д. перед людьми всех эпох и народов возникли примерно одинаковые вопросы:

- что определяет деятельность человека,

- как придать ей упорядоченный характер,

- от чего следует отталкиваться при решении проблем,

- что следует взять за основание деятельности и жизни,

- существует ли какая-либо последняя изначальная опора, отталкиваясь от которой можно было бы решить эти проблемы,

- может быть опора не одна, а множество.

Философия возникает в силу необходимости и потребности выявить, найти эти опоры жизни, или основания бытия, или онтологические начала, или исходные принципы. Например, предотвратить жизнь от катастрофы, найти гармонию с самим собой, с природой и т.д.

История философии – это история основания бытия.

Одни философы утверждают в качестве онтологического начала брали материю в различных её модификациях:

Материалисты:

- вода божественная,

- воздух,

- огонь,

- атом и пустоту,

- материя – объективная реальность.

Идеалисты – вечные идеи есть прообразы вещей.

- Гегель говорит – это мировой разум;

- Гершен – «внутренняя жизнь личности есть единственная сила человеческого бытия»;

- Пётр Лавров – основа в сознании критически мыслящей личности;

- Беркли и В. Юнг взяли в качестве основания ощущения: я ощущаю – я существую;

- Декарт говорит: «Я мыслю, следовательно, я существую»;

- Шопенгауэр – «мир есть моё представление»;

- Ницше – «мир – это воля к власти»;

- Бердяев – свобода;

- Ленин – насилие;

- Фрейд – подсознание.

Одни мыслители были монистами. Эти философы утверждают принцип, что существует только одно определяющее начало, которое обуславливает все проявления жизни, всю деятельность людей и на экономическом, и на политическом и т.д. уровнях, когда философ берёт только одно начало, то мир не укладывается полностью в него. До ХХ века монизм был господствующим философским направлением.

Дуализм – мировоззренческая позиция, исходящая из признания двух начал – духа и материи, идеального и материального, которые являются равноправными и несводимыми друг к другу, к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений. Дуализм иллюстрирует следующие пары понятий:

- мир идей и мир действительности;

- Бог и мир, дух и материя, природа и дух, душа и тело, мышление и протяжённость.

Плюрализм – философское направление, согласно которому существует множество несводимых друг к другу начал. Плюрализм бывает:

- онтологический,

- гносеологический,

- аксиологический.

Плюрализм характеризуется терпимостью. На основе каждого онтологического начала, будь то они моналистические, дуалистические или плюралистические, выражается строгая система действий. Плюрализм как термин был предложен немецким философом Вольфом в 1712 г., противоположен монизму.

Определение мировоззрения

Мировоззрение – система взглядов, отражающих отношение человека к миру с позиции того или иного основания бытия или антропологического начала, поскольку основания не одинаковы, поскольку одно философское мышление отличается от другого.

Мировоззрение призвано обеспечить в жизни человека и в мире относительную гармонию, чтобы решить основной вопрос жизни.

Человек, определившийся с мировоззрением, начинает воспринимать мир под определённым углом зрения, видеть его и поступать по отношению к нему так, а не иначе. В соответствии со своим пониманием, он будет выстраивать определённую линию поведения и практических действий по отношению к миру по всем точкам, где ему приходится контактировать с миром. У него будет своё понимание жизни, семьи, труда, природы… Сколько мировоззрений, столько же и отношений к миру. Мировоззрение обуславливает основные жизненные позиции, идеалы, их события и деятельность.

Философия мировоззрения – это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается окружающая нас действительность. Философское мировоззрение складывается у человека, достигшего уровень личности.

Проблемы – привилегия человеческой жизни, они гармонично пристроились к миру, т.к. они не живут духовной жизнью, они даже не видят себя из природы, они её неотъемлемая часть.

Животное копирует жизнь рода. Каждое новое поколение людей проживает новую жизнь, которая во многом не похожа на жизнь прошлых поколений, а коли так, то каждое новое поколение нуждается в новом мировоззрении.

Каждый великий философ велик тем, что он расширяет мировоззренческие рамки своей эпохи.

Все онтологические начала – это абстрактные принципы, сгустки нашего мышления. Они не обладают предметным присутствованием. Никакой прибор не зафиксирует материальность того или иного принципа.

Онтологические начала не являются, тем более не могут претендовать на абсолютную истину. Если бы какое-либо онтологическое начало обладало истинностью, то мы, идя от причины к следствию, рано или поздно добрались бы до абсолютной истины. Ни одно онтологическое начало не указывает правильной дороги в будущее.

Это не значит, что начала не указывают нам никаких дорог в будущее. Миром никто не управляет, и поэтому человек вынужден брать сам на себя эту задачу.

Философия и тотальная идеология

Целью данного раздела является развести понятия философии и идеологии.

Идеология – система взглядов, выражающих отношение человека к миру, с позиции социального интереса, класса, науки, социальной группы.

Философское мировоззрение – система взглядов. Отражающих отношение человека к миру с позиции какие-либо антологических оснований. Нейтральным, классовым, национальным и других интересов.

Различия этих понятий состоит в следующем:

- все идеологические построения претендуют на позитивное научное знание относительно путей общественного развития. Философия не претендует на позитивное знание относительно путей общественного развития;

- на основании первого – создают идеальную концепцию будущего общественного устройства. Философия не претендует на знание о будущем общественном устройстве;

- спасители, идеологи называют конкретные способы решения всех предстоящих задач, дают практические рекомендации. Философы не дают практических рекомендаций.

К числу идеологий относятся все разновидности национал-социализма, коммунизма, технократия, этнократия и другие утопии. Есть утопия мечтаний и утопия идеологии.

Во всех идеологиях в качестве онтологического основания берётся социальный интерес. Онтологические начала философских мышлений нейтральны по отношению к социальным, классовым и другим интересам.

Для идеологии личность – персона нон-гранта. Идеологи считают, что личный интерес – ничтожно малая величина по сравнению с классовым, национальным и народным интересом.

Для философии личность на первом плане, потому что философия нужна только для личности. Идеология рассчитана на массу.

Любая идеология уже нуждается в «конторе», в качестве которой может выступать партия, государство, орден для распространения своего учения. Философия не нуждается в организации.

Идеологии нетерпимы друг к другу и к другим теориям, философиям и т.д., идеология враждебна философии. Идеология полагает, что философия должна обслуживать идеологию. Философия толитарна. Почему? Потому, что философия не ставит перед собой корыстных проблем, которые следует решать грубой материальной силой.

Философия оперирует к сомнению, а идеология не терпит сомнения. Все идеологии претендуют на абсолютную истину: «учение Маркса всесильно т.к. оно абсолютно верно».

Философия не претендует на объективную и абсолютную истину. Быть объективным – это идеал.

Теизм и атеизм. Сходство и различия

В основе религиозности лежат следующие три основные момента:

- вера в сотворение мира Богом,

- вера в вечное существование души, в загробное существование,

- вера в незыблимость и святость морального кодекса, продиктованного якобы Богом

1. Вера в создание мира Богом:

- если мир создан Богом, следовательно, его возникновение случайно, мог бы и не создавать этот мир; почему он решил создать этот мир, что он делал до этого; присутствуют ли какие-нибудь доказательства;