Смекни!
smekni.com

Философия (стр. 1 из 33)

1. Понятия «наука», «научное знание».

2. Основные критерии научного знания.

3. Основные функции науки.

4. Специфика научного знания.

5. Дифференциация и интеграция в науке.

6. Категориальный аппарат науки.

7. Специфика естественных наук.

8. Специфика общественных наук.

9. Специфика технических наук.

10. Междисциплинарные исследования в науке.

11. Комплексные исследования в науке.

12. Основные отличия эмпирического и теоретического уровней.

13. Фундаментальные и прикладные науки и их роль в познании мира.

14. Отношеные сциентизма и антисциентизма к науке.

15. Основные черты доклассической науки.

16. Становление и её особенности классической науки.

17. Формирование и её специфика неклассической науки.

18. Возникновение и её характерные черты постнеклассической науки.

19. Предмет философии науки.

20. Концепция развития науки в неопозитивизма.

21. Концепция развития науки в постпозитивизма.

22. Концепция развития науки в постструктурализма.

23. Концепция развития науки в феноменологии.

24. Концепция развития науки в герменевтике.

25. Концепция науки франкфуртской школы.

26. Понятие «научная революция».

27. Виды научных революций.

28. Понятие «научно-техническая революция».

29. Роль научно-технических революций в развитии общества.

30. Понятие «метод» и его аспекты.

31. Понятие «методология». Особенности современной методологии.

32. Наблюдение и эксперимент как методы эмпирического уровня исследования.

33. Анализ и синтез как общелогические методы познания.

34. Абстрагирование и обобщение как методы научного познания.

35. Индукция и дедукция как общелогические методы исследования.

36. Системный подход и его применение при изучении природы и общества.

37. Идеализация как метод изучения мира.

38. Структурно-функциональный метод и его особенности.

39. Вероятностно-статистические методы и их роль в познании природы и обществе.

40. Гипотетико-дедуктивный метод как теоретический метод познание мира.

41. Аксимотический метод и его значение для развития науки.

42. Формализация и её значение для познания мира.

43. Метод восхождения от абстрактного к конкретному как теоретический метод познания мира.

44. Понимание – объяснение как методы научного исследования.

45. Исторический и логический методы и их значение для науки.

46. Основные формы научного познания.

47. Роль гипотезы в научном познании.

48. Научная проблема: постановка и решение.

49. Научная теория и её основные функции.

50. Роль фактов в процессе постижения истины.

51. Факты достоверные и вероятные.

52. Взаимодействие объекта и субъекта в научном познании.

53. Научное творчество как двигатель развития науки.

54. Идеалы и нормы научного познания.

55. Принцип объективности в научном познании.

56. Принцип историзма в научном познании.

57. Проблемная ситуация в научном познании.

58. Преемственность в развитии научных знаний.

59. Предвидение и его роль в науке.

60. Понятие «верефикация» в науке.

61. Понятие «фальсификация» в науке.

62. Проблема классификации наук.

63. Натурфилософия и естествознание.

64. Естествознание как отрасль научного познания.

65. Классическое естествознание и его характерные особенности.

66. Возникновение неклассического естествознания и его специфика.

67. Основные черты постнеклассического естествознания.

68. Предмет философии техники.

69. Понятие «техника».

70. Сотношение науки и техники.

71. Статистическая теория информации.

72. Семантический аспект информации.

73. Синтаксический аспект информации.

74. Прагматический аспект информации.

75. Теория кодирования.

76. Формы движения информации.

77. Информационные революции.

78. Информационная технология и её основные базы.

79. Компьютеризация: за и против.

80. Интернет и его роль в информированности общества.

81. Социальная информация и её особенности.

82. Перспективы техногенной революции.

83. Соотношение естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.

84. Формирование методологических идей в области гуманитарного знания в рамках философии истории.

85. Формирование методологических идей в области гуманитарного знания в рамках самих социально-гуманитарных наук.

86. Основные особенности социального познания.

87. Новая парадигма социальной методологии.

88. Взаимодействие объект и субъект в социальном познании.

89. Отличительные черты методов социального познание.

90. Проблема истины в социальном познании.

91. Классическая картина мира.

92. Неклассическая картина мира.

93. Постнеклассическая картина мира.

94. Фундаментальные открытия в физике в ХХ веке.

95. Фундаментальные открытия в астрономии в ХХ веке.

96. Фундаментальные открытия в биологии в ХХ веке.

97. Фундаментальные открытия в химии в ХХ веке.

98. Принцип относительности в классической механике.

99. Специальная теория относительности.

100. Общая теория относительности.

101. Стандартная модель эволюции Вселенной. (теория Большого взрыва)

102. Красное смещение, его сущность и значение.

103. Раздувающаяся Вселенная и развитие пространственно-временной структуры мира.

104. Развитие пространственно-временной структуры микромира.

105. Развитие пространственно-временной структуры макромира.

106. Развитие пространственно-временной структуры мегомира.

107. Философское значение взаимопревращаемости микро-макро и мегамиров.

108. Физическое пространство и время.

109. Химическое пространство и время.

110. Биологическое пространство и время.

111. Социальное пространство и время.

112. Психологическое пространство и время.

113. Концептуальное пространство и время.

114. Чёрная дыра, её происхождение и сущность

115. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

116. Концепция В.И.Вернадского о ноосфере.

117. Тейяр де Шарден о ноосфере.

118. И.Дарвин-основоположник теории эволюции.

119. Синтетическая теория эволюции.

120. Гипотеза Геи-Земли.

121. Концепция коэволюции. Природы и общества.

122. Современные представления о сущности жизни.

123. Путь к клонированию. Клонирование: за и против.

124. Генная-инженерная и её перспективы.

125. Геннокультурная коэволюция.

126. Философские проблемы современной химии.

127. Молекулярная нанотехнология, перспективы развития и проблемы.

128. Философское значение периодической системы Д.И.Менделеева.

129. Принцип универсального эволюционизма в науке.

130. Бионика, её основные проблемы и задачи.

131. Принцип целесообразности в живой природе.

132. Биоцентризм, антропоцентризм, витацентризм.

133. Самоорганизация как основа эволюции.

134. Виртуальная реальность.

135. Эвристическое мышление.

136. Идея космизма в философии.

137. Биоэтика, её основные проблемы и задачи.

138. Биотехнология, её основные проблемы и задачи.

139. Понятия «живое вещество» и «косное вещество» (по В.И.Вернадскому).

140. Основные принципы эволюции живого вещества в биосфере (по В.И.Вернадскому).

141. Значение геологической теории Лайеля в развитии диалектических воззрений на природу.

142. Геологическая форма движения, её специфика и соотношение с другими формами движения.

143. Теория катастроф Кювье.

144. Философское значение идей В.И.Вернадского о биогеохимическом процессе.

145. Роль математики в развитии естествознания.

146. Роль практики в развитии математики.

147. Философское значение неевклидовой геометрии.

148. Соотношение философских и математических методов в познании.

149. Понятие многомерного пространства в математике как философская проблема.

150. Географический детерминизм и его методологическая оценка.

151. География и экология.

152. Экологический кризис и пути выхода из него.

153. Проблема войны и мира.

154. Проблема преодоления отсталости.

155. Демографическая проблема.

156. Продовольственная проблма.

157. Проблема освоения космоса.

158. Проблема освоения мирового океана.

159. Проблема сырья.

160. Экологический императив и его значения для защиты окружаюей среды

161. Глобалистика: сторонники и противники.

162. Гуманизация как одна из главных проблем глобалистики.

163. Проблема гуманизации естественных знаний.

164. Проблема гуманизации технических наук.

165. Особенности глобализации естественных и технических наук.

1. Понятие науки, науч-го знания.Ориентируясь на сложившееся к сегод-ему дню поним-е науки как объекта исслед-я, т.е. науки о науке, или рефлексии науки, или самосозн-я науки, или филос-ии науки м. выделить след-щие подходы к исслед-ю и поним-ю предмета «науки» или «научного познания мира». Наука станов-я человеч-ой кул-ры м. рассмат-ся как: 1. наука знание, 2. наука деят-сть, 3. наука институт. При более подробной харак-стики это: наука как с-ма знаний о мире (Вселенной, общ-ве, чел-ке), наука как человеч. деят-сть по получ-ю новых знаний, наука как одна из организац-ных форм (инст-т) функц-я общ-ва, гос-ва. Функцион-е науки как с-мы уже получ-ого знания заним-ся сама наука. Именно в сфере науки происх-т получ-е, отбор, системат-ция, обобщ-е, популяризация науч. знаний и представл-й их на общее или дальнейшее внутреннее использ-е. В 1-ом случае знание использ-ся в материально-практич. жизни или в дух-ном обогащ-ии, во 2-ом для постановки и формир-я новых науч. исслед-й. Исслед-ем науки, направленной на познание мира (природы и духа, материального и идеального) заним-ся филос-ая теория позн-я, методол-я и логика науки. Для простоты и ясности поним-я науки как формал-го соц-ого учрежд-я (инст-та), к-ое организ-но оформляет(м. сказать, формализует) естес-но складывающиеся сообщ-во ученых (м. сказать, «естеств-ый организм»), нужно иметь в виду, что науке как «инст-ту» и науке как «сообщ-ву» присущи все харак-ые черты «гос-ва» и «соц-х групп». В 1-ом случае мы имеем с-му учрежд-й и организ-ных форм: с-мы управ-я, иерархии, орг-ции, правового регулир-я, средств произв-ва. Во 2-ом случае мы м. увидеть в сообщ-ве ученых типич. черты любого челов-ого сообщ-ва. В научном сообщ-ве живут и работают люди. В этом сообществе адептов истины есть и «генераторы идей», и простые исполнители, есть рабы и господа, есть и обще принятая этика и протокол официальных отношений, есть нормы и идеалы научного познания. Наконец, в научном сообществе есть , просто говоря , не только умные, и дураки. Есть много определений понятий «наука» и «научное знание», в которых выделяются не всегда одни и те же родовые и видовые признаки . Что касается «родовой принадлежности» науки, то здесь сходимости в различных определения больше, чем в определениях ее видовых признаков: как правило, наука рассматривается как составная часть чел-ой культуры, цивилизации, как реализация основного видового признака человека, наделенного разумом.(Homosapiens- Человек разумный).В начале приведем устоявшееся определение, введенные в справочные издания.В «Философском энциклопедическом словаре» 1983г. издания дано следующие определение понятия «наука»: «Наука – сфера чел-кой деят-ти, функцией которой яв-ся выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности. В ходе исторического развития науки превращается в производительную силу общества и важнейший соц. институт. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности- сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания». В «Краткой философской энциклопедии » 1994г. издания приводится схожее определение: «Наука (греч.episteme, лат. scientia) - сфера чел-ой деятельности, ф-цией которой явл-ся выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. Родоначальниками науки как отрасли культуры, выполняющей самостоятельную ф-ию, были греки, затем ее в качестве особого идеала культурной жизни европейским народам. Наука образует сущность чел-го знания». Рассмотрим в связи с этим некоторые известные дефиниции понятий «наука» и «научных знаний», даваемые известными мыслителями. Вполне понятно, что, выделяя характерные признаки научности знаний, мы одно временно решаем вопрос и об отнесении той или иной деятельности к научным и ненаучным сферам, смотря по тому, какого рода знания получаются в результате соотвес-щей деят-ти. Основным признаком научности знаний и науки И. Кант считал с-матичность. По Канту – научные знания - это знания, представ-щие собой обяз-но с-му согласно «архитектонике» чистого разума. Особенно ясно эти мысли выражены в разделе «Трансцендентальные учение о методе» в «Критике чистого разума». Важно, что во всех определениях Канта науки выделяемым инвариантом явл-ся ее систем-сти. Что касается идеала научности знаний то для Канта –это была мат-ка. С точки зрения деятельностного подхода мы на основании проведенного анализа содерж-е понятие «наука» м. предложить след-щее кратное опред-е: Наука - целенаправленная познавательная деят-сть вырабатывающая с-мное знание на основании осознанных познавательных методов.