Смекни!
smekni.com

Философия (стр. 59 из 59)

На фоне этого чрезвычайно формируется и высокая ответственность ученого, особенно в социальном познании. Размышляя о своей ответственности в этих условиях, ученый (и ученый-обществовед, прежде всего), оказывается в очень непростой ситуации:

согласия переделывать мир - риск (а вдруг не получится и придется отвечать не только перед законом, но и перед самим собой);

отказ от этого - тоже риск (кто не с нами - тот против нас применительно к условиям России);

само знание, заявленное в качестве научного - риск. (По свидетельству древних жители города Абдеры поручили врачу Гиппократу обследовать умственные способности философа Демокрита).

Практическую значимость понимания современной гносеологической ситуации удачно выразили Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов: "У человечества нет времени нащупывать организацию мира методом проб и ошибок. Надо ясно знать, какова она, понимать законы нелинейного синтеза сложных, развивающихся в разном темпе структур. Это непреложная ступень в развитии разума во Вселенной. На нее надо подняться, чтобы обеспечить будущее человечества".

Трудно не согласиться с такой оценкой человеческой деятельности в области гносеологии в начале третьего тысячелетия нашей эры.

Литература

1. Айдинян Р.М. Система понятий и принципов гносеологии. - Л., 1991. - 230 с.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - М.: Высшая школа, 1991. – 382 с.

3. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. /Отв. Ред. И.Т. Касавин. - М., 1990. - 461 с.

4. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - М., 1993. -165 с.

5. Исторические типы научной рациональности. В двух томах. - Т. 1. - 350 с; Т. 2. - 320 с. - М.: ИФРАН, 1995.

6. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов на Дону: 1999. – 576 с.

7. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975. - 288 с.

8. Майданов А.С. Искусство открытия: Методология и логика научного творчества. - М., 1993. - 175 с.

9. Петров Ю.А. Теория познания: научно-практическое значение. - М., 1988. - 141 с.

10. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

11. Рассел Б. Человеческое познание. Его сферы и границы; пер. с анг.- Киев, 1997. - 560 с.

12. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с.

13. Современные теории познания: Сборник обзоров и рефератов. - М., 1992. - 167 с.

14. Теория познания. В 4-х томах. Под редакцией В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. - Т. 1, 1991. - 303 с; Т. 2, 1991. - 478 с; Т. 3, 1993. - 397 с; Т. 4, 1995. - 431 с. - М.: Мысль.

15. Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения. - М., 1994. - С. 195-258.


Заключение

На пороге третьего тысячелетия особую остроту приобретает вопросы о будущем философии. Одни говорят о конце философии. Это хорошо, полагают некоторые, ибо её уход оздоровит духовную атмосферу, разрядив в какой-то мере перенапряжение духовного поля современности. С этим связана новая волна философского (вернее, антифилософского) нигилизма.

Другие, разделяя в целом этот негативистской вывод о самоупразднении философии допускают в тоже время её трансформирование в нечто иное: в узко понимаемую целиком повернутую в прошлое историю философии или в чистое учение о мышлении (царства чистой мысли), либо – путём срастания с религией и подчинения ей – в теософию, либо в философию науки (что зачастую резюмируется позитивистским тезисом: наука-сама себе философия); либо, наконец, и это один из самых ходовых, распространённых вариантов упразднения философии – превращение её – через глобальную идеологизацию – в служанку политики. Всё это – различные версии распредмечивания философии, её конца, краха.

Будущее философии – не самодовлеющая величина. Оно зависит от общества в целом. Если есть будущее у общества, то есть оно и у философии.

Перспективы развития философии связаны с развитием науки. Усложнение решаемых научных задач, трудности, с которыми будет сталкиваться наука, потребуют философского осмысления. Наука и философия хотя и движутся по своим особым орбитам, активно взаимодействуют, обогащают друг друга. Тем не менее, вопрос об их соотношении остаётся открытым. Сохраняется опасность их разрыва и противопоставления. Соотнося философию и науку, следует помнить, что научность философии это не цель и не итог, а средство и условие философского исследования. И когда говорят, что философия (всякая философия) – это наука, то опираются на чисто формальные соображения: у неё имеется свой категориальный аппарат, её инструментарий. Однако с этой точки зрения, не каждая философия может быть научной в строгом смысле этого слова. Вряд ли этот критерий применим к философии Кьеркегора и Ницше, Розанова и Шестова, не претендовавших на статус научности, так как средства использовали иные.

Философия и является наукой и не является ею, выходит за эти рамки. Помимо собственно научного отображения и весьма специфического объяснения действительности она включает обобщающее толкование ее и собственно нравственное и эстетическое отношение к ней. Можно предположить, что признание философии и наукой, и мировоззрением приобретет в будущем наибольшую остроту и откроет новые горизонты для её развития.

Будущее философии связано с её деидеологизацией. Дальнейшее развитие философии предполагает её освобождение от диктата политики, засилья политической конъюнктуры.

Характерной чертой идеологизации философии является приписывание ей, её истории однозначно конфронтационной схемы. И, действительно, можно представить философию как арену борьбы материализма и идеализма. Но вместе с тем, многие разногласия между философами имели характер вполне естественной теоретической полемики, творческой дискуссии. И этому мы свидетели. Краеугольным камнем будущей философии станет идея взаимопонимания и взаимопомощи, общечеловеческой солидарности.

Философия не та область, где можно с легкостью предлагать футурологические сценарии. Тем не менее, можно сказать, что философия, несмотря на все зигзаги развития и связанные с ними крайности и деформации, далеко не исчерпала свои творческие возможности. Современная философия на пороге третьего тысячелетия вплотную подошла к выработке новой “парадигмы” планетарного мировосприятия, мирооценки, мироразмерности человека и человекоразмерности мира.


Содержание

Введение

Глава 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

§ 1. Мировоззрение и его сущность

§ 2. Дофилософские формы мировоззрения

§ 3. Философское осмысление мира, его основные типы и способы

§ 4. Предмет и структура философского знания

§ 5. Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества

Глава 2. Исторические типы философии

§ 1. Генезис философии

§ 2. Философия древних Индии и Китая

§ 3. Античная философия

§ 4. Средневековая философия

§ 5. Философия эпохи Возрождения

§ 6. Философия Нового времени

§ 7. Немецкая классическая философия

§ 8. Философия Новейшего времени

§ 9. Русская философия

§ 10.Философия последней четверти ХХ века

Глава 3. Картины мира в культуре человечества. Специфика философской картины мира

§ 1. Понятие «картина мира». Специфика философской картины мира

§ 2. Философская теория бытия. Характеристика человеческого бытия

§ 3. Движение и развитие. Формы движения, их взаимосвязь

§ 4. Концепция пространства-времени. Проблема бесконечности и безграничности мира во времени и пространстве

§ 5. Философское учение о материи и современная научная картина мира

Глава 4. Философские проблемы сознания

§ 1. Проблема сознания в философии и науке. Концепция отражения

§ 2. Возникновение сознания. Проблема идеального в философии

§ 3. Социально-историческая, деятельно-информационная природа сознания

§ 4. Общественное и индивидуальное сознание, их структура и взаимосвязь. Функции сознания

Глава 5. Диалектика как философская система

§ 1. Общая характеристика содержания диалектики

§ 2. Принципы диалектики и ее отличие от метафизики. Диалектика и синергетика

§ 3. Законы диалектики

§ 4. Категории диалектики

§ 5. Смысл диалектики

Глава 6. Познание. Научное познание

§ 1. Основные проблемы гносеологии

§ 2. Процесс познания, его формы и особенности

§ 3. Научное познание и его характеристика

§ 4 Специфика познания социальной действительности

§ 5 Современная гносеологическая ситуация

Заключение


Философия

Учебник

Под общей редакцией Г.В. Андрейченко и В.Д. Грачева

Компьютерный набор авторский

Корректор_____________________________

ЛР № 020061

Подписано в печать _____04. 2000. Формат 60х84 1/16.

Бумага газетная Усл. печ. л._____ Уч. изд.______

Тираж 1000 экз.

Отпечатано с готового оригинал-макета355002, в ГП

«Ставропольская краевая типография»,

г. Ставрополь, ул. Артема,18. Заказ № 1111. Тираж 1000.

Налоговая льгота – Общероссийский классификатор продукции

ОК 005-93-953000