Смекни!
smekni.com

Философия Бертрана Рассела (стр. 3 из 3)

Эволюция взглядов Б. Рассела происходила на протяжении почти целого столетия. Еще в начале своей научной деятельности Рассел совместно с Уайтхедом выпускает книгу "Основания математики", основу которой составляет строго формализованное изложение с применением фактически искусственного "птичьего" языка науки. Это поистине монументальный труд, но он по сию пору остается недосягаемым для нас в силу своей "нечитабельности". Постепенно Рассел приходит к мысли о том, что философия должна быть доступна каждому, а не оставаться только как академическая наука в стенах Университетов. Чтобы истина стала понятной, нужно особое изложение, особый стиль письма.

Рассел стал одним из инициаторов Пагуошского движения за мир, автором "Декламации Рассела - Эйнштейна". В это время он приходит к пониманию, что соединение философии и искусства неразрывно связано с процессом развития идеи гуманизма. Она ориентирована, прежде всего, на развитие в человеке духовного начала, его творческих способностей и акцентирование внимания на нравственной стороне жизнедеятельности. В наш век насилия и неприятия толерантности его идеи для нас как никогда актуальны. [16]

Многие сегодня задаются вопросом, какие методы использует современная философия для продвижения к художественной форме. Изменилось время и классическое рациональное постепенно отходит в сферу иррационального. Для изучения этого явления обычно обращаются к деконструкции, постмодернизму, постструктурализму. Но уже к середине двадцатого столетия Рассел в литературном творчестве расширяет понятие рациональности и, таким образом, становится предвестником постнеклассической рациональности, которая сочетает в себе логические основания с культурно-историческим контекстом. Истоки того, что мы наблюдаем в основных школах мысли конца двадцатого века, можно найти в работах Рассела, поэтому стоит более пристально отнестись к литературно-художественной стороне его творческой деятельности.

Будучи одним из основоположников аналитической философии, изначальным приверженцем логического и строго рационального подхода, Рассел неожиданно переходит к художественной форме изложения, которая никоим образом не может быть ограничена. Рассел рассматривает язык как инструмент, выполняющий функции объяснения всего мира, поэтому уделяет ему особое внимание. Как представителю аналитической философии, Расселу свойственна предельная точность терминологии. Он преодолевает хаос и беспорядок в философском дискурсе путем устранения различных смыслов, вкладываемых в одни и те же словосочетания. Еще в первой половине двадцатого века Рассел занимался изучением глубинного логического анализа языка. Многие задачи философии он решает с помощью грамматического, лингвистического подхода.

Сегодня в нашей стране публикуется много работ Рассела, но нет изданий с его рассказами и эссе. Это далеко немаловажная область творчества мыслителя незаслуженно остается в тени. То, что Рассел обращается к искусству, становится подтверждением, что в какой-то момент строгие прежние рамки философского текста не могут вместить все разнообразие современного мира.

Философская мысль актуализируется в слове, в языке, поэтому в исследование будет входить стилистический анализ, более глубокое изучение форм художественного слова. Прилагаемые к работе переводы художественных произведений станут обоснованием того, что Рассел в совершенстве сочетает рациональность содержания, в которой так нуждаемся мы все сегодня, и художественную форму как наиболее подходящую сейчас для выражения философской мысли.

Заключение

В настоящее время современная зарубежная философия находится в состоянии критического пересмотра своих оснований. Вместе с тем, она не отказалась от продолжения тех систем, которые были предметом ее разработки в XX веке, ибо в последней четверти XX столетия многообразный мир потребовал разнообразных подходов. Вполне закономерно, что попытки осмысления этого единого, но различного в себе мира предполагают и обновление философских концепций. Мир все больше занимается темой взаимодействия культур, диалогом, а также практическими проблемами.

Непосредственно рассматривая философию Б. Рассела в орбиту нашего внимания входили и взаимопроникновение философии и науки, и диалог философских культур, и анализ эволюции взглядов Б. Рассела.

Плодотворность опыта возвращения к прошлому, то есть к концепциям, выдвинутым английским мыслителем, напрямую связана с устремлением обнаружить в богатстве его многообразия незаслуженно оставшиеся без внимания, а потому невостребованные, но обладающие актуальностью методы и подходы.

Многие исследования открывают "нового", то есть неизвестного Рассела не только у нас в стране, но и за рубежом. Обращаясь к недавнему прошлому, к 20-60 гг. XX века творчества философа, мы обнаруживаем то, что кажется особенно актуальным сегодня.

Список используемой литературы

1. Богомолов А.С., Английская буржуазная философия XX века, М., 1973.

2. Быховский Б.Э., Мееровский Б.В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969.

3. Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела.М., 1991.

4. Нарский И.С., Философия Б. Рассела, М., 1982.

5. Нарский И.С., Помогаев Е.Ф., Бертран Рассел - философ и гуманист, "Вопросы философии", 1992, № 6.

6. Рассел Б. История западной философии: В 2-х т. - М., 1998.

7. Яковлев А.А. Предисловие к эссе Б. Рассела. - Квинтэссенция: философский альманах.М., 1997.


[1] Богомолов А. С., Английская буржуазная философия XX века, М., 1973., С. – 31.

[2] Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. М., 1991., С. – 17.

[3] Нарский И. С., Философия Б. Рассела, М., 1982., С. – 63.

[4] Нарский И. С., Помогаев а Е. Ф., Бертран Рассел - философ и гуманист, «Вопросы философии», 1992, № 6., С. – 11.

[5] Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. М., 1991., С. – 36.

[6] Быховский Б, Э., Мееровский Б. В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969., С. – 46.

[7] Быховский Б, Э., Мееровский Б. В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969., С.- 12.

[8] Быховский Б, Э., Мееровский Б. В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969., С.- 93.

[9] Быховский Б, Э., Мееровский Б. В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969., С.- 162.

[10] Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. М., 1991., С. – 79.

[11] Нарский И. С., Философия Б. Рассела, М., 1982., С. – 48.

[12] Нарский И. С., Помогаев Е. Ф., Бертран Рассел - философ и гуманист, «Вопросы философии», 1992, № 6., С. – 24.

[13] Нарский И. С., Философия Б. Рассела, М., 1982., С. – 94.

[14] Яковлев А.А. Предисловие к эссе Б. Рассела. - Квинтэссенция: философский альманах. М., 1997., С. – 74.

[15] Рассел Б. История западной философии: В 2-х т. – М., 1998., С. – 53.

[16] . Нарский И. С., Помогаев Е. Ф., Бертран Рассел - философ и гуманист, «Вопросы философии», 1992, № 6., С. – 19.