Смекни!
smekni.com

Философия естествознания конца XIX - начала XX вв. (стр. 2 из 2)

Попытки такого рода привели к оформлению целого философского течения, получившего название конвенционализма. Его родоначальником, по праву, считается французский математик и физик А. Пуанкаре (1854 - 1912). Анализируя логические основы геометрий Риммана и Лобачевского – Бойяи, основы теории относительности, по иному, чем механика Ньютона, представляющие мир, и другие научные открытия, Пуанкаре высказывает фундаментальную идею конвенционализма: в основе математического естествознания лежат произвольные условные соглашения, которые выбираются, исходя из соображения удобства, целесообразности. «Геометрические аксиомы, - пишет Пуанкаре, – не представляют собой ни математических суждений a priori, ни фактов опыта. Они суть конвенции».

Эти конвенции «являются созданием свободного творчества нашего разума». Они суть предписания, и «эти предписания имеют значение для нашего познания, которое без них было бы невозможно; но они не имеют значения для природы».

Справедливости ради следует заметить, что Пуанкаре не всегда проводит эту линию конвенционализма. Для него математические аксиомы – не более чем гипотезы. И они выдвигаются чаще всего интуицией. Причем в понимании интуиции у Пуанкаре нет ничего мистического. Интуиция для него это такое познание, когда новая идея, представляющая решение какой-то проблемы, является результатом неосознаваемого исследователем логического процесса. Интуитивно найденная идея должна затем обязательно подвергнуться логической обработке.

Конвенционализм правильно констатирует относительную свободу выбора средств познания действительности и возможность различных определений исходных положений теорий, а также возможность различных интерпретаций теоретических построений на предметном материале.

Однако это не превращает научные теории в произвольные конструкции, не заключающие в себе никакого объективного содержания. Это вынуждены были признать и некоторые последователи Пуанкаре. Так, Р. Карнап вынужден был признать, что предпочтение одной логической системы, одной «языковой формы другой устанавливается на основании эффективности достигнутых с ее помощью результатов».

Но это и означает фактическое признание практической проверки теоретических выводов науки.

Отрицание этого факта конвенционализмом подорвало его авторитет, и в настоящее время конвенционализм в чистом виде почти не встречается.


Литература

1. Основы философский знаний – Магера В.С. – К. – 2006 г.

2. Философия и жизнь- нп журнал – М. – 2006.

3. Философия- Марченко В.М. – К. 2007.

4. Философы мыслители – Аврен А.Н. – К. 2001.