Смекни!
smekni.com

Философия и этика Аристотеля (стр. 3 из 3)

В сфере "деятельности", связанной со свободой воли, человек "выбирает" личность, сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем. Этим Аристотель определил предмет науки, названной им этикой.

Аристотель, рассмотрев этику в плане человеческой воли, сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие. Этим он отверг религиозно-мифологическую концепцию, согласно которой благоденствие или несчастье человека определяется капризами судьбы. Аристотель исследует этические проблемы, чтобы помочь людям стать лучше и сделать общество более совершенным. В противоположность Сократу, Аристотель связывает этическую добродетель с желанием, считая, что, хотя нравственность и зависит от знаний, тем не менее она коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое - хотеть следовать хорошему. Добродетели не качества разума, они составляют склад души. Поэтому Аристотель различает диапоэтические (мыслительные) добродетели, связанные деятельностью разума, и этические - добродетели душевного склада, характера. И те и другие добродетели не даны нам от природы, нам можно приобрести их. Этическая добродетель есть нахождение надлежащей середины в поведении и в чувствах, выбор середины между их избытком и недостатком. "Середина" - это "ничего слишком". Так, мужество - среднее между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость - между расточительством и скупостью. Поскольку нравственное действие опирается на разум, оно подразумевает свободный выбор между добром и злом.

Непреходящей заслугой Аристотеля остается создание науки, названной им этикой. Впервые среди греческих мыслителей он основой нравственности сделал волю. Сообразно своему этическому идеалу Стагирит высоко ценит традиционные античные добродетели гражданина - мудрость, мужество, справедливость, дружбу. Однако он не ведает о любви человека к человеку в том смысле, как этому стали учить христианские богословы. Аристотелевская этика исходит из того, что люди не одинаковы по своим способностям, формам деятельности, поэтому и уровень счастья разный, а у некоторых жизнь может оказаться несчастной. Так, Аристотель считает, что у раба не может быть счастья.

Этика Аристотеля изучает вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычек жить добродетельно для достижения счастья, доступного человеку в аспектах природы отдельного человека. Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной нравственности недостаточно. Необходимы еще законы, имеющие принудительную силу. Поэтому Аристотель заявляет, то "общественное внимание (к воспитанию) возникает благодаря законам, причем доброе внимание - благодаря добропорядочным законам".


Заключение

На пороге третьего тысячелетия особую остроту приобретают вопросы о будущем философии. Одни говорят о конце философии. Это хорошо, полагают некоторые, ибо её уход оздоровит духовную атмосферу, разрядив в какой-то мере перенапряжение духовного поля современности. С этим связана новая волна философского (вернее, антифилософского) нигилизма.

Другие, разделяя в целом этот негативистской вывод о самоупразднении философии, допускают в тоже время её трансформирование в нечто иное: в узко понимаемую целиком повернутую в прошлое историю философии или в чистое учение о мышлении (царства чистой мысли), либо – путём срастания с религией и подчинения ей – в теософию, либо в философию науки (что зачастую резюмируется позитивистским тезисом: наука - сама себе философия); либо, наконец, и это один из самых ходовых, распространённых вариантов упразднения философии – превращение её – через глобальную идеологизацию – в служанку политики. Всё это – различные версии распредмечивания философии, её конца, краха.

Будущее философии – не самодовлеющая величина. Оно зависит от общества в целом. Если есть будущее у общества, то есть оно и у философии

Соотнося философию и науку, следует помнить, что научность философии – это не цель и не итог, а средство и условие философского исследования. И когда говорят, что философия (всякая философия) – это наука, то опираются на чисто формальные соображения: у неё имеется свой категориальный аппарат, её инструментарий. Однако с этой точки зрения, не каждая философия может быть научной в строгом смысле этого слова.

Философия и является наукой и не является ею, выходит за эти рамки. Помимо собственно научного отображения и весьма специфического объяснения действительности она включает обобщающее толкование ее и собственно нравственное и эстетическое отношение к ней. Можно предположить, что признание философии и наукой, и мировоззрением приобретет в будущем наибольшую остроту и откроет новые горизонты для её развития.

Что касается изученных мной вопросов, то ответы на них, так же, как и на многие вопросы философии, не являются однозначными. Философия и искусство являются пересекающимися понятиями, но не тождественными. Как уже говорилось, "не каждая философия может быть научной в строгом смысле этого слова". Действительно, произведения Ницше и Шестова вряд ли можно назвать чисто научными.

Этика Аристотеля, безусловно, внесла в неоценимый вклад в науку. Впервые среди греческих мыслителей он основой нравственности сделал волю. Хотя человек никогда не достигнет уровня божественной жизни, но, насколько это в его силах, он должен стремиться к нему как к идеалу. Утверждение этого идеала позволило Аристотелю создать, с одной стороны, реалистическую этику, основанную на существующем, т.е. на нормах и принципах, взятых из самой жизни, какова она есть в действительности, а с другой - этику, не лишенную идеала.


Список использованных источников и литературы

1. Научная и учебная литература:

а) Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М.: Проспект, 1999. – 425 с.

б) Андрейченко Г.В. Грачев В.Д. Философия. Учебник. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.

в) Аристотель. Сочинения в 4-х томах.

г) Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высш. шк., 1998. – 400 с.

д) Богомолов А.С. Античная философия – М., 1999. – 367 с.

е) Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1998. – С. 113.

ж) Конев В.А. Искусство и философия: полюса, стягивающие культуру // Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия "Мыслители". - 2001. - № 4. – С. 18-25.

з) Кохановский В.П. Философия. Учебник для высших учебных заведений - Ростов-на-Дону, 2001. – 576с.

и) Лавриненко В.Н. и др. Философия. Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. - М.,2000. – 523 с.

к) Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1999. – 429 с.

л) Любутин К.Н. Человек в философском измерении. - Свердловск, 2001. – 267 с.

м) Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. - М.,2000.

н) Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие. - М., 2002. – 215 с.

о) Тормасов Б.А. Философы и философия. - М., 1998. – 398 с.

п) Фролов И.Т. Философский словарь - М., 2001