Смекни!
smekni.com

Философия. Ее роль в жизни общества (стр. 2 из 3)

Итог развития человека, его материальной (производствен­но-экономической) и идеальной (духовной) деятельнос­ти. Она итожится двояко: результатом ее выступает ви­димое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разно­образных товаров, услуг и информации, и незримое, скры­тое, но особой ценности внутреннее богатство челове­ческой личности,

Философия, используя аксиологический (гр. axia — ценность), т. е. ценностный подход, раскрывает соотно­шение внутреннего мира человека, его мировоззренчес­ких ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и вне­шних форм жизнедеятельности, направленной на созда­ние общезначимых образцов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и сово­купный результат его развития,

Это значит, что в философии человек рассматривает­ся не как объект, а в качестве активного совокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир куль­туры. Если внутренний мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнем интеллектуального, нрав­ственного и эстетического развития — бездуховностью, то он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно, перефразируя известное выраже­ние, утверждать следующее: скажи мне, какие в стране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там была или есть культура.

Культура в концентрированном виде воплощает в себе Маркс К.. Энгельс Ф. Соч.. т. 46, ч. 1, с. 386.


Выработанная в философии и культурологии катего­рия культуры фиксирует меру освоенности человеком сво­его внутреннего и внешнего мира; определенную систе­му способов и средств, методов и регулятивов человечес­кой деятельности. Философская теория культуры и куль­турного развития исходит из того, что это — бесценный источник прогресса социума и человека, причем прогрес­са нелинейного и небезусловного. Культура — наслед­ственный человеческий интеграл. Она не локализует свои феномены (явления) в отдельных сферах общества, выс­тупая как форма существования или экзистенции (лат. existentia — существование), будучи несводима к частно­стям природного, социального и духовного бытия.

Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы ее норм и цен­ностей, степени их укорененности в обществе; ее соци­альных носителей, теоретического и художественного со­держания; закономерностей наследования культуры, пре­емственного развития в духовной сфере; типа взаимосвя­зи культуры с социальной действительностью; социаль­но-территориальных особенностей, соответствия нацио­нальному характеру, ментальным особенностям населе­ния: ее отношения к власти, общественному и государ­ственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от че­ловека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) его бытие и воз­высит (или унизит) его дух.

Функции философии

В науке под функцией (лат. functio — исполнение) по­нимают внешнее проявление свойств того или иного объек­та в данной системе отношений. Указать на функции фи­лософии — значит определить ее место и роль в обще­ственной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности.

Мировоззренческая функция философии занимает центральное положение в ряду других. Обусловлено это прежде всего тем, что сама философия — тип мировоз­зрения и как таковая включает в себя целостную совокуп­ность знаний и представлений человека об объективном мире и своем месте в нем. Последнее означает, что люди на основе достоверного знания законов природного и со­циального развития, его общих принципов формируют свои собственные убеждения в социальной, экономичес­кой, политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической областях, в сфере профессиональной и иной деятельности.

Особенностью убеждений, основанных на философс­ком мировоззрении, является то, что хотя они и связаны с определенной суммой полученных субъектом знаний, пос­ледние влияют на убеждения не изолированно, а вместе с психологическими факторами (воля, характер, темпера­мент и др.) и чувствами (в том числе религиозными, назональными). Тем самым отношение людей к окружаю­щему миру формируется не только сциентистски (лат. -cientia — знание, наука), т. е. умом, но и эмоционально-психологически, т. е. сердцем, что придает мировоззрен­ческим убеждениям непоколебимый, страстный характер.

Поскольку у людей знания и страсти разные, то и ми­ровоззренческие взгляды и убеждения приобретают в об­ществе неодинаковую направленность. Так, сталкивают­ся в своем противоборстве «правые» и «левые», альтру­исты и эгоисты, верующие и атеисты и т. п. Мировоззрен­ческое разделение убеждений, базирующихся на разных философских позициях, приводит к политическому и идей­ному плюрализму (лат. pluralis — множественный), мно­гопартийности, многоконфессиональности и пр.

Следовательно, мировоззренческая функция филосо­фии несет с собой огромный потенциал рациональнос­ти, она отличается неангажированным широким и много­сторонним охватом действительности. И именно в силу этого опора на разум и свободу позволяет человеку само­стоятельно формулировать свое жизненное кредо (лат. credo — верю, верую) и следовать ему в своем социаль­ном поведении и личных поступках. Чем демократичнее общество и государство, тем больше создается реальных возможностей для осуществления свободного выбора граждан.

Гносеологическая функция философии призвана обес­печить уяснение сложных взаимоотношений, складываю­щихся между субъектами и объектами в процессе позна­вательной деятельности. Ее область — отношения по­знающего и познаваемого, истина как таковая и ее крите­рии. Поскольку речь идет преимущественно о сложных вопросах философской теории и о познавательном про­цессе, данная функция философии определяется как те­оретико-познавательная. Каково ее более конкретное содержание?

Оно касается прежде всего вопроса о том, познаваем ли мир, Если тот или иной философ, философское тече­ние исходят из принципиальной непознаваемости мыс­лящим субъектом (отдельным человеком, социальной группой, обществом в целом) сущности явлений объек­тивного мира, то задача упрощается. Источник познания сущего видится в таком случае вне человека и человечес­кой деятельности. Слабость естественного разума человека компенсируется всемогуществом сверхъестествен­ного божественного разумения и проникновения. Поло­винчатые, скептические толкования данного вопроса, в конечном счете, ведут к таким же утверждениям.

Мировоззренческая установка на возможность позна­ния человеком не только явлений, но и их сущности выво­дит гносеологию на совершенно иной уровень, когда вы­ясняются субъективно-объективные отношения в процес­се познания, устанавливаются особенности природного и социального познания, совершается поиск путей под­тверждения достоверности знания, проводится строгое разграничение истины и заблуждения и т. д.

Одна из актуальных теоретико-познавательных про­блем состоит в достижении оптимального сочетания воз­можностей философии как общей теории и методологии и данных частных наук, как естественных, так и обществен­ных. Используя такие данные, философия синтезирует их и одновременно корректирует собственные выводы, бла­годаря чему знание о мире становится богаче, адекват­нее отражает его реальности.

Данная философская функция реализуется двумя пу­тями. Первый из них рационалистический (лат. rationalis — разумный), другой — эмпирический (гр. empeiria — опыт). Рационалисты возвышают в познании разум, недооцени­вая опыт и опытное знание. Эмпирики, напротив, абсо­лютизируют в познавательных возможностях человека роль опыта, эксперимента, игнорируя абстрагирующие возможности человеческого ума, интеллекта. В открытой форме рационализму противостоит иррационализм (лат. irrationalis — неразумный), делающий в познании ставку на интуицию субъекта, его инстинкты, «натуру».

Таким образом, гносеология, или философская теория познания, включает различные подходы к познавательно­му процессу, которые нуждаются в специальном рассмот­рении и квалифицированной оценке.

Методологическая функция философии также связа­на с познанием, но только с точки зрения применения в нем определенных методов (способов, средств, приемов, в общем плане — принципов), позволяющих получить по­знающим субъектом искомые результаты, сведения об объекте.

Природа метода познания носит двойственный харак­тер. Он субъективен, поскольку применяется человеком (обществом) сознательно, в соответствии с его выбором, явно выраженной волей. Одновременно метод объекти­вен, поскольку не носит произвольного характера: любой метод избирается и применяется с обязательным уче­том особенностей конкретного объекта исследования. Следовательно, метод познания субъективен по своему носителю и объективен по своему содержанию.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что частные науки используют конкретные, специальные методы по­знания, а философия — всеобщий метод. Последний обус­ловлен тем, что философия как мировоззрение обладает самыми высокими по уровню обобщения системными зна­ниями о мире. Как всеобщее философское знание о мире выступает фундаментальной основой частнонаучного зна­ния, так и специальные методы опираются на всеобщий метод познания, вырабатываемый философией. Тем са­мым философия выполняет функцию методологии — уче­ния о методах, с помощью которых наука применяет об­щие императивы философских законов и категорий и соб­ственные требования к познанию действительности.