Смекни!
smekni.com

Философская позиция Струве (стр. 2 из 2)

8. В чем Струве видел причины укоренения в социалистическом движении "идеи личной безответственности"?

8. Трагедию русской революции Струве видел в том, что в ней идея личной годности была совершенно погашена и "утоплена в идее равенства безответственных личностей". Современное ему социалистическое движение он считал враждебным идее личной ответственности человека. Одной из предпосылок марксистского учения он считал убеждение французского материализма XVIII века в том, что человек является продуктом "среды" и "совокупностью всех общественных отношений". Такое убеждение, подчеркивал Струве, не оставляет места для личной ответственности человека за свои поступки и образ мыслей. Установка просвещения на полную рационализацию всех процессов, совершающихся в обществе, "усыпляет" человеческую совесть и делает людей орудиями некоего абстрактного коллективного разума, лишая их автономной воли.

9. Какое значение он придавал "идее личной годности"?

9. Струве разделял положение марксизма о том, что в основе всякого экономического прогресса лежит вытеснение менее производительных общественно-экономических систем более производительными. При этом он отмечал, что более производительная система "не есть нечто мертвое, лишенное духовности". По его мнению, большая производительность всегда опирается на "более высокую личную годность". Под ней он понимал совокупность определенных духовных свойств: выдержки, самообладание, добросовестности, реальности, расчетливости.

10. В чем Струве видел суть либерализма и каким образом обосновывал его преимущества?

10. При этом Струве не отвергает и значения внешних форм, но эти формы должны изменяться таким образом, чтобы во все большей степени соответствовать духовному развитию людей и стимулировать это развитие. Отсюда естественно следовало, что единственной приемлемой политической идеологией для Струве был либерализм с его приоритетом личности и идеей служения государства целям духовного совершенствования личности. Впрочем, в этом моменте ярко проявилось своеобразность социальной философии Струве. Близость к классическому западному либерализму можно заметить только в его первых работах, обозначивших переход от марксизма к персоналистической метафизике. В конечном счете Струве отверг представление классического либерализма о том, что государство нужно только для того, чтобы обеспечивать свободу в спокойствие бытия отдельных личностей; такое понимание государства слишком расходилось с характерным для русской философии представлением о "священном" статусе государства. Называя свою политическую идеологию "консервативным либерализмом" и подчеркивая ее отличие от традиционного западного либерализма, Струве утверждает что государство мистично, т.е. не только обладает самостоятельной сущностью и самостоятельными целями, несводимыми к целям обеспечения свободы личности и, вообще говоря, недоступными окончательному рациональному постижению, но и в определенном смысле превосходит личность в своем метафизическом статусе. Одной из важнейших добродетелей личности и одной из главных целей ее совершенствования является осознание мистической, религиозный сути государства, что выражается в беспрекословной готовности отдать свою жизнь за государство ради его существования и могущества. Политическая идеология Струве оказывается основанной на парадоксальном соединении "либерализма" и "империализма", идеи абсолютного значения отдельной личности и идеи священного, мистического значения государства и его могущества. Как пишет Струве, "государство есть "организм", который во имя культуры подчиняет народную жизнь началу дисциплины, основному условию государственной мощи … Идеал государственной мощи и идея дисциплины народного труда - вместе с идеей права и прав - должны образовать железный инвентарь… нового политического и культурного сознания русского человека".

11. Как отличаются понимание Струве причин трагедии русских революций 1905-1907гг. и 1917г.?

11. В период между 1905-1917гг. идея Великой России прекрасно уживалась в воззрениях Струве с идеей революции. Государство есть естественная и незаменимая форма, в которой нация осуществляет защиту своих интересов и свое плодотворное культурное развитие. И если наличный государственный строй перестает соответствовать этим целям, перестает отвечать достигнутому уровню развития нации, вполне допустима и даже необходима его замена, которая может совершаться через политическую революцию. С этой точки зрения Струве оценивал и революционные события 1905г., и февральскую революцию 1917г. Естественным и очень важным итогом революции 1905г. он считал царский Манифест 17 октября 1905 г., вводящий в России элементы конституционной демократии. По Струве, этим был открыт новый этап истории России, который должен был протекать уже исключительно в рамках мирного, нереволюционного развития. Продолжение революционной агитации и революционных действий в этих условиях вело к анархии и деградации всей государственной системы, однако именно по этому пути пошли все главные силы русской революции. Струве доказывал, что это стало роковой ошибкой, приведшей к победе реакции и к утрате всего достигнутого в ходе революции. Анализ этой ошибки, точнее ее причин и идейных истоков, стал главной темой сборника "Вехи", выход которого в свет в немалой степени был обусловлен усилиями Струве.

12. Каковы основные положения его философской концепции государства?

12. Очевидно, что в рамках этой позиции Струве главным условием плодотворного развития нации полагал ее единство, умение отдельных социальных групп и классов договориться между собой, достичь компромисса. Наоборот, классовая борьба и марксистская проповедь классовой вражды представлялись ему опасными дезорганизующими факторами, ведущими нацию к упадку и подчинению другим нациям и государствам. Отсюда у Струве следовало несколько неожиданное для политика либерального толка отрицательное отношение к принципу партийного представительства и борьбы партий как универсальному способу устройства государства. "Мнимо "классовое" разделение и "классовое" взаимопожирание разных элементов нации есть издевательство над великой задачей создания русской демократии. В этом кромсании нации реально заинтересованы только те кто желает разделять и властвовать". В противовес западным либеральным теориям Струве верит в возможность такого демократического устройства государства, при котором идеал единства нации будет абсолютно преобладать над принципом партийного представительства интересов ее отдельных групп. Особенно настойчиво этот тезис Струве защищал в эмиграции, полагая, что именно партийные распри в немалой степени способствовали краху российской демократии в 1917г. и победе большевиков.

13. Как Струве представлял себе "надлежащий" путь развития России?

13. События, происходящие в России после февральской революции 1917г., были расценены Струве как "государственное самоубийство". Октябрьскую революцию он считал настоящей контрреволюцией против личности и культуры, а следовательно - против органических основ государства. Он попытался объяснить эту трагедию специфическими отношениями "почвы" и "цивилизации" в России. Капитализм, вместе с современной культурой, несший в Россию экономическую и гражданскую свободу, утверждавший права собственности и личности, был сметен и отброшен "общинной", "народнической", "почвенной" реакцией. В основанной Струве в мае 1917г. "Лиге Русской Культуры" он призывал, ради спасения России, придать новой государственности незыблемую основу "культурно обоснованного патриотизма".

14. Какие основные этапы можно выделить в философской эволюции Струве?

14. Эволюция его философского мировоззрения довольно типичная для русской интеллигенции рубежа XIX и XX в. в. Подобно С. Н Булгакову и Н.А. Бердяеву, он начинал с увлечения марксизмом и перешел к религиозной метафизике. В марксизме его поначалу привлекала прежде всего "научная составляющая", отвечающая его ранним позитивистским представлениям. Струве писал о себе, что до 1900г. он был в философии критическим позитивистом, а в социологии и политической экономии решительным, хотя и неправоверным марксистом. Его "неправоверность" заключалась в неприятии радикально-революционной стороны марксистского учения. Кроме того, он был согласен с выводом Мальтуса о перенаселении как источнике нищеты, резко контрастирующим с взглядом Маркса. Постепенно от критики социальной доктрины Маркса Струве пришел к убеждению в философской несостоятельности марксизма.

15. Почему Струве называли "практиком мысли"?

15. П.Б. Струве был философом, правоведом, экономистом, социологом, крупным общественным и политическим деятелем, ярким публицистом. Среди своих современников он выделялся не только многосторонностью интересов, но и практическим здравым смыслом, реализмом и мужеством противостоять общественному мнению и признавать собственные заблуждения, поэтому его называли "практиком мысли".