Смекни!
smekni.com

Философские концепции человека (стр. 3 из 3)

О. Аммон (Германия) и Т.В. де Лапуж (Франция) обосновывали прямую зависимость классовой принадлежности от антропологических параметров индивидов, разработали принципы антропометрии, которая позднее активно применялась в фашистской Германии для «очищения» арийской расы.

Л. Вольтман (Германия) был одним из ранних идеологов национал-социализма и приписывал все достижения мировой культуры влиянию «германской расы».

Искажение исторических фактов выводит расово-антропологическую школу из системы научных знаний, обнаруживают ее политическую ангажи-рованность, как наукообразной основы идеологии национал-социализма.

Социологический психологизм

Социологический психологизм сформировался в конце ХIХ века под влиянием экспериментальной психологии, распространял на общество законы психологии или доказывал психологическую детерминированность социального поведения людей. Социологи изучали психологические механизмы социального поведения, их мотивацию. К психологическому направлению социальной философии относятся: «психология народов»; психологический эволюционизм; инстинктивизм; групповая психология и т.д.

Вильгельм Вундт – основатель школы «психологии народов», сложившейся в Германии в середине ХIХ века. В его работах понятия «национальный характер» и «народный дух» использовались для объяснения «психологии народов», понятой им как сверхиндивидуальная реальность народной души. Вундт представлял народное сознание как творческий синтез индивидуальных сознаний, в результате которого возникает новая сверхиндивидуальная реальность, обнаруживающаяся в продуктах сверхличностной деятельности – языке, мифах и морали. Он предлагал изучать реальные проявления группового, массового поведения, психологических и социальных механизмов, которые обеспечивают передачу социальных норм и верований и адаптации индивидов друг к другу.

В конце ХIХ – начале ХХ в.в. популярными были работы французского публициста, врача Гюстава Лебона (1841 - 1931) – «Психология толпы» (1895), «Психологические законы эволюции народов» (1894). Он считал, что европейское общество вступило в период своего развития – в «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. «Толпа» или «масса» – это группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами и готовая следовать за своим лидером. Покорить стихию массового сознания не может рациональная сила, так как в толпе мысли отдельного человека направляются общим настроением. Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее у него чувство реальности и тем больше он подвержен влиянию лидера. Некоторые лидеры имеют резко выраженные психические отклонения, способности «заражать» толпу.

Лебон резко осуждал революционные движения, выступал против социального равенства и демократии, доказывал, что все достижения цивилизации – результат деятельности элиты. Взгляды Лебона критиковались за абстрактное идеализированное понимание «толпы», бессистемность и произвольность доказательств, некритический перенос свойств преступной группы, низших форм массовых состояний на высшие.

Французский социолог Габриэль де Тард (1841 - 1904) свел изучение общества к «интерментальной психологии», т.е. социальной (коллективной) психологии, которая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознаний и тем самым выступать в роли фундамента социологии, науки об обществе.

Многие идеи Тарда сформировались в полемике с Э. Дюркгеймом. Оба мыслителя выступали против биоорганических теорий и верили в необходимость изучения социальных норм. Но Дюркгейм первичным называл общество, продуктом которого является индивид, а Тард считал общество продуктом взаимодействия индивидов.

Общественные процессы Тард объяснял действием психологического механизма подражания, на котором строятся человеческие взаимоотношения. Подражание как передача верования или желания напоминает гипнотическое воздействие и является элементарным социальным отношением.

Тард сосредоточился на изучении различных форм массовой коммуникации и межличностного общения, в частности разговора. Он изучал общественное мнение и «психологию толпы», но в противоположность Лебону считал, что ХХ век является веком «публики» – духовной интеллектуальной общности физически рассредоточенных индивидов, и прослеживает историю ее становления, которая связана со становлением средств массовой информации («Мнение и толпа», 1901).

Психоаналитическое направление

Психоаналитическая ориентация в социальной философии включает в себя социально-философские и социологические идеи З.Фрейда и его последователей, некоторые теории, имеющие фрейдисткие компоненты, а также конкретные исследования, основанные на принципах психоанализа (А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни, Г.Рохайм, Г.Маркузе и др.). Начиная с 20-х гг. психоанализ занял заметное место среди конкретных социологических исследований, особенно в социологии семьи, девиантного поведения, культуры, расовых отношений, войны, лидерства, общественного мнения, массовых коммуникаций, социализации индивидов, социальных и политических типов и характеров, тоталитарных диктатур и др.

Основная проблема психоанализа – конфликт личности и общества. По мнению большинства сторонников психоанализа, цивилизация, социальные и моральные нормы, запреты, санкции, социальный контроль и репрессив-ность искажают, подавляют, вытесняют исходные влечения или потребности человека, ведут к прогрессирующему отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, развитию неврозов и т.д. При этом социальные нормы и институты считаются необходимым условием выживания всего человечества.

Более радикальные течения, напротив, отрицают психоаналитическую терапию и призывают к полному уничтожению существующих социальных, моральных, политических норм и институтов, высвобождению первичных человеческих влечений и трансформации характеров посредством двуединой – сексуальной и социальной – революции или посредством коммунитарного движения и психоаналитической техники.

Литература

1. Барулин В.С. Социальная философия. – М.: ФАИР-Пресс, 2000. – 560 с.

2. Васильева Т.С. Основы философии. Ч.2. Социальная философия. – Пермь: Изд-во Томского ун-та, Перм. отд., 1991. – 276 с.

3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – Волгоград: Комитет по печати, 1996. – 352 с.

4. Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994. – С.201-202.