Смекни!
smekni.com

Философско-политические воззрения Hиколо Макиавелли и современность (стр. 4 из 4)

Современные американские исследователи разработали коэф­фициент измерения уровня макиавеллизма, основанный на та­ких показателях, как слабая роль эмоций в межличностных отно­шениях, пренебрежение конвенциональной моралью, отсутствие идеологических убеждений, наслаждение, получаемое от мани­пулирования другими людьми.

Наиболее благоприятными для проявления макиавеллизма считаются ситуации, в которых политик обладает относительной свободой действий в определенной сфере, например, если он возглавляет ведомство, обладающее относительно высоким уров­нем автономности в государственном аппарате. Именно таким, по мнению некоторых американских исследователей, было поло­жение Г. Киссинджера в администрации Никсона, что и позво­лило расцвести пышным цветом макиавеллическим чертам этого деятеля.

За пределами американского контекста ситуации, благопри­ятные макиавеллизму, легко обнаружить в условиях тираничес­ких, абсолютистских и тоталитарных режимов. А также в обста­новке крупных революционных катаклизмов, когда разрушены старые и еще не возникли новые “нормы-рамки” политической деятельности. Достаточно вспомнить о таких отечественных во­площениях макиавеллизма, как Сталин, Берия или Андропов. Именно специфика и ограниченность исторических (или адми­нистративно-управленческих) условий, в которых проявляются деятели макиавеллического типа, показывают, что гипертрофи­рованное властолюбие не может рассматриваться как единствен­но возможная мотивация лидерства.

С этой точки зрения особый интерес представляют мотивы революционных лидеров. Эта проблема кажется достаточно слож­ной. С одной стороны, обстановка революционного подполья, Жесткой дисциплины и конспирации создает предпосылки “во­ждизма” и революционного макиавеллизма (по принципу “цель оправдывает средства”). С другой стороны, невозможно отрицать, что для многих рево­люционных лидеров исходным мотивом их деятельности были бескорыстные мотивы борьбы за свободу и народное благо, которые в России утвердились в культуре и ценностных ориентациях разночинной интеллигенции. Исследователи, принадлежащие к психоаналитическому направлению, склонны видеть в таких мо­тивах лишь рационализацию личных неосознанных страстей, но это трудно доказать в каждом конкретном индивидуальном слу­чае. В то же время очевидно, что наиболее революционные тече­ния — и прежде всего большевизм — по мере своего становле­ния, развития и особенно приобщения к борьбе за власть и ее осуществлению неизбежно порождали макиавеллический тип ли­дерства.

Возможно, у многих революционных лидеров потребность во власти развивается и укрепляется не с раннего детства, а под влиянием тех лидерских ролей, которые они приобретают в рево­люционном движении. Реальная власть, сначала над ближайшими сторонниками, а потом и над более широкой массой, превращается у них в способ самовыявления и самоутверждения, в потребность и устойчивую установку. Такая динамика в общем не противоре­чит современным научным представлениям о мотивации.

Важно иметь в виду, что политика — далеко не единственная и даже не самая благоприятная сфера для удовлетворения пот­ребности во власти. В демократическом “рыночном” обществе власть промышленного и финансового магната или менеджера крупной компании во многом не уступает, а по показателю ус­тойчивости превосходит власть политического лидера. Люди, пос­вятившие себя политике, прекрасно знают, что лишь немногие из них достигнут верхних этажей политического здания, где ин­дивид (президент, премьер, министр, партийный лидер, губерна­тор) является носителем реальной власти; даже члены высших законодательных органов обладают лишь властью коллективной вряд ли способной удовлетворить сильное личное властолюбие. Кстати, эмпирические исследования, проводимые среди запад­ных законодателей, не обнаруживают у них подобной мотива­ции. Все это подтверждает многообразие и сложность мотивации политиков вообще и политических лидеров в частности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Макиавелли удалось выявить ряд общих зако­номерностей политической жизни, поэтому многие положения не утратили своего исторического зна­чения и в наши дни. Его работа “Государь” явля­ется настольной книгой политических деятелей раз­ных стран, что говорит о прозорливости автора и глубине его идей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. М., “Наука”, 1989.

2. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., “Новая школа”, 1996.

3. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.

4. Мельник В.А. Политология. Минск, “ Вышейшая школа”, 1997.

5. Психология господства и подчинения. /Сост. А.Г.Чернявская. Минск, Харвест, 1998.

6. Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.

7. Словарь по этике. М., 1983.