Смекни!
smekni.com

Философское и психологическое обоснование понимания оценки как формы отражения отношений (стр. 3 из 7)

Таким образом, уже в ходе анализа проблемы оценки в философских работах были найдены не только истоки понимания оценки как формы отражения отношений, но и несколько свидетельств в пользу такого её понимания.

Противопоставление различных мнений, существующих в философских работах по вопросу о том, что же отражается в оценке: специфические ценностные свойства или характеристика собственных потребностей и производных от них образований, – позволяет не только «обнажить» существо проблемы, но и продемонстрировать преимущества понимания оценки как непосредственного и опосредованного отражения отношений между субъектом и объектом, между потребностями субъекта и свойствами предметов удовлетворять их.

Однако следует отдавать себе отчет в том, что, используя для обоснования этой точки зрения разногласия и противоречия и отталкиваясь в «пространстве» теории только от них, можно создать по большому счету только иллюзию продвижения к реальному обоснованию выдвигаемых положений. Поэтому отмеченные свидетельства рассматриваются лишь как предварительные и косвенные.

Исходной точкой дальнейшего позитивного обоснования понимания сущности оценки, начальным пунктом планируемого «восхождения от абстрактного к конкретному», как уже отмечалось, должен быть анализ категории «отношение» и объективных типов и видов отношений, а лишь затем способов и форм отражения этих отношений, что позволит выявить специфику оценочной формы отражения как одного из возможных способов и одну из форм познания некоторых видов отношений.

2. Категория отношения в философии и анализ некоторых видов объективных отношений

«Отношение», как известно, наряду в «вещью» и «свойством» является одной из основных категорий философии. «В мире существуют только вещи, их свойства и отношения, которые находятся в бесконечных связях и отношениях с другими вещами и свойствами» [ 66, т.18, с.628 ].

Эти три понятия являются взаимозависимыми и составляют систему понятий. Однако категории «вещь» придается основополагающее значение, ибо «только вещи обладают самостоятельным бытием». «Вместе с тем, вне и помимо свойств и отношений, которые образуют и выделяют вещь как определенное существование (сущее), вещи нет, как нет и самих свойств и отношений вне и помимо вещей» [ 233, с.130 ].

В отечественной философии категория «отношения» не однажды подвергалась специальному анализу. Особенно возрос интерес к ней в связи с распространением в науке системноструктурных методов анализа, так как отношения по своей сути выражают «...характер расположения элементов определенной системы и их взаимозависимости...» [ 66, т.18, с.628 ]. Действительно, если познакомиться с дефинициями понятия «система», легко обнаружить, что практически все они даются через «взаимодействие элементов» . «Отношения между объектами», «взаимосвязи действующих элементов», «взаимосвязи элементов» (Берталанфи, Ланге, Блауберг, Садовский, Юдин), т.е. так или иначе связываются с категорией «отношение».

Несмотря на большое значение, которое придается данной категории в философии и науке вообще, по признанию самих философов «...понятие отношения не получило в истории познания своей однозначной интерпретации» 233, с.132 ].

До сих пор в представлениях об отношении имеются некоторые разноречия: оно рассматривается то как взаимосвязь между вещами, то как одна из форм связи, то, наоборот, связь рассматривается как сторона, момент отношения или как частный случай отношения [ 98, 221, 289 и др. ]. Однако в целом достигнуто единство: «отношение» служит для обозначения реально относящихся, т.е. взаимодействующих друг с другом, вещей.

Если же говорить о соотношении понятий «взаимодействие», «связь», «отношение», то, на наш взгляд, следует согласиться с мнением, что «взаимодействие», «связь» и «отношение» являются понятиями, которые по-разному, каждый со своей стороны и на разном уровне абстракции служат для раскрытия содержания материального движения, которое, будучи описанным на уровне действительного процесса, отображается понятием взаимодействия, на уровне явления – «связи» (взаимозависимости) и на уровне сущности – понятием «отношения» [ 233, с.141 ].

Таким образом, в современной философии категориям взаимодействия, связи, отношения придается огромное значение, так как они непосредственно связаны с представлением о движущейся материи и, следовательно, лежат в основе представлений о мироздании. Вне представлений о взаимодействии, связи, отношении вещей и их свойств невозможны представления об объективной действительности. Естественно, что здесь имеются в виду связи разной степени непосредственности. Какие-то вещи связаны непосредственно, так сказать, «прямо» взаимодействуют друг с другом. В других случаях связи, отношения опосредованы целой цепью промежуточных отношений.

С учётом такого понимания природы отношений необходимо более подробно познакомиться с общими характеристиками объективных отношений. Вначале между двумя вещами, абстрагируясь от того, чем являются эти вещи, а затем рассмотреть субъект-объектные отношения как частный специфический случай, при котором одной из «вещей» является субъект.

В наиболее простом виде отношение устанавливается между двумя вещами, точнее, двумя их свойствами.

Согласно современным системным представлениям любая вещь представляет собой систему, состоящую из элементов, организованных в структуру и обладающих специфическими функциями. Каждый элемент системы находится в определенных отношениях с остальными элементами, обнаруживая при этом их свойства.

Отмеченные отношения обозначаются как «внутренние отношения» в отличие от «внешних отношений», существующих между отдельными вещами или их свойствами [ 267, с.629 ]*. Внешние отношения между двумя вещами – это всегда фрагмент макросистемы, в которую данные вещи входят как ее элементы. Но учитывая, что макросистема может быть невысоко организованной, допустимо рассматривать две данные вещи как подсистему из двух элементов. В противном случае необходимо учитывать влияние на данные элементы отношений с другими элементами системы.

Свойства самой вещи и ее внешние отношения с другими вещами тесно связаны между собой, так как свойства не существуют вне отношений, но, естественно, «свойства данной вещи не создаются ее отношением к другим вещам, а лишь обнаруживаются в таком отношении» [ 198, с.67 ].

Внутренняя «причина» свойств вещей, обнаруживаемых в отношениях с другими вещами, заключается в природе элементов ее внутренней структуры, их составе и характере внутренних отношений между элементами. Иными словами, хотя свойства вещи выявляются во внешних отношениях и обнаруживаются при взаимодействии между вещами, определяются свойства собственной внутренней сущностью каждой из вещей. Как раз сущность «изнутри» определяет характер внешнего взаимодействия между вещами, а следовательно, и отношения между ними.

Таким образом, свойство вещи «принадлежит и вещи, и отношению одновременно» [233, с.146 ], а это значит, что «всякое свойство относительно» [66, т.23, с.91 ] и нет абсолютного свойства, поскольку каждое свойство принадлежит конкретной вещи, находящейся в конкретном отношении. (Относительную определенность свойств необходимо специально подчеркнуть, так как к этой характеристике свойства придется еще не раз обращаться в дальнейшем анализе). В таком единстве вещи, свойства и отношения заключена возможность их взаимопереходов. Например, при определенных условиях «отношения могут выступать в роли свойства» [66, т.18, с.629 ]*.

Однако неразрывность бытия отношений и свойств не означает их тождественности. Отношение всегда находится как бы между вещами или их свойствами. Оно может существовать только при наличии двух сторон, каждая из которых принадлежит свойствам, которые имеют соотносящиеся друг с другом вещи [ 289 ]. В то же время свойства, отметим еще раз, зависят от внутренней сущности вещи.

Одной из наиболее фундаментальных характеристик материальных отношений является то, что они понимаются как отношения противоположностей, а по своей сути как противоречие, в котором каждая из сторон есть отношение с собой и соотношение с другим [ 92, т.1; 96 ].

Противоречие сторон отношения может быть разной степени «глубины» и разной степени опосредованности промежуточными отношениями. От этого зависит, как будет протекать взаимодействие между сторонами. Глубокие противоречия «неизбежно требуют своего разрешения, т.е. перехода в некий спокойный результат, в котором противоречие в старой форме исчезает» и даже «вполне реальна ситуация, когда в процессе разрешения противоречия исчезает одна из сторон отношения» [ 233, с.172, 173 ]. Забегая несколько вперед, отметим, что такая ситуация достаточно типична для активных субъект-объектных отношений, например, отношений, возникающих при удовлетворении актуальной потребности.