Смекни!
smekni.com

Формирование представлений об интеллекте в истории философии и психологии (стр. 5 из 5)

И в заключении можно сказать, что касательно способов использования людьми своего интеллекта, то исследования в этой области далеко не завершены. Тем более что люди порой используют свой интеллект самым неожиданным, если не сказать парадоксальным, образом.

Заключение

Рассмотренные выше концепции, далеко не полностью раскрывают понятие "интеллект" - они лишь позволили, приблизится к пониманию того, что интеллект, как явление, находится на грани между индивидуально-типическими особенностями человека и психологическими процессами и состояниями. Такая многогранность данного явления дает основание для вывода о том, что для каждой отрасли психологии или философии, которые так или иначе, занимаются проблемами интеллекта (например: психофизиология, дифференциальная психология, общая психология, психодиагностика, антропология и т.п.), будет верно свое определение, сформированное в рамках предмета и метода этой отрасли с опорой на классическую интерпретацию данного термина происходящего от латинского intellectus - познание, понимание, рассудок. Латинский перевод греческого понятия nus - "ум", тождественен ему по смыслу. Важным моментом здесь следует уточнить, что интеллект - это способность к адаптации на основе рассудочной деятельности. В этом заключается его принципиальное отличие от других адаптационных механизмов нервной системы, и выделяет из более общего конструкта мышления - общих способностей. Вся мировая история, основанная на блестящих догадках, изобретениях и открытиях, свидетельствует о том, что человек, безусловно, разумен. Однако та же история предъявляет многочисленные доказательства глупости и безумия людей.

С одной стороны, способность к разумному познанию является мощным естественным ресурсом человеческой цивилизации. С другой стороны, способность быть разумным - это тончайшая психологическая оболочка, мгновенно сбрасываемая человеком при неблагоприятных условиях.

Назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Проторивание охотничьей тропы в лесу, использование созвездий как ориентиров в морских путешествиях, пророчествования, изобретения, научные дискуссии и т.п., то есть все те области человеческой деятельности, где надо что-то узнать, сделать нечто новое, принять решение, понять, объяснить, открыть, - все это сфера действия интеллекта. Интеллект - как здоровье: когда он есть и когда он работает, его не замечаешь и о нем не думаешь, когда же его недостаточно и когда в его работе начинаются сбои, то нормальный ход жизни нарушается.

Общеизвестно, что в современных условиях интеллектуальный потенциал населения - наряду с демографическим, территориальным, сырьевым, технологическим параметрами того или иного общества - является важнейшим основанием его прогрессивного развития.

Во-первых, одним из решающих факторов экономического развития сейчас оказывается интеллектуальное производство, а ключевой формой собственности - собственность интеллектуальная. По мнению ряда аналитиков, в настоящее время можно говорить о глобальном интеллектуальном переделе мира, означающем жесткую конкурентную борьбу отдельных государств за преимущественное обладание интеллектуально одаренными людьми - потенциальными носителями нового знания. Во-вторых, интеллектуальное творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности, выступает в качестве социального механизма, который противостоит регрессивным линиям в развитии общества.

Список используемой литературы

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, - 2008. - 362с.

2. История философии в кратком изложении/ Пер. с чеш. И.И. Богута. М.: Мысль, 1991. - 590с.

3. История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. - 1376 с.

4. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., - 2001. - 272 с.


[1] История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. М.: Мысль, 1991.- С.231.

[2] Там же. С.258.

[3] . История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – С.512.

[4] Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., -2001.- С.61.

[5] Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., - 2001.- С.65.

[6] Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., -2001.- С.67.

[7] Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., -2001.- С.72.