Смекни!
smekni.com

Человек – существо деятельное (стр. 4 из 4)

Способность к творчеству не дана человеку природой. Она появляется и развивается у людей вместе с появлением и развитием культуры. Культура - это почва, на которой растет творческая деятельность. И в то же время вся культура - продукт творчества.

Однако в разные периоды истории отношение общества к творчеству было различным. В древних культурах творческие новации нередко встречались с большой настороженностью и опаской. Считалось необходимым во всем следовать "заветам дедов и отцов". От поколения к поколению передавались в почти неизменном виде одни и те же правила и стандарты деятельности. Общественный прогресс в таких условиях был медленным.

Конечно, и в обществах, где господствовало неукоснительное соблюдение традиций, люди не ограничивались лишь воспроизведением и копированием того, что унаследовано от предков. Но новое накапливалось в народном творчестве по крупицам. Так, произведения фольклора приобретали художественное совершенство в результате усилий множества рассказчиков, певцов, музыкантов. Каждый вносил в них, может быть, лишь очень небольшие изменения, но народная память в течение веков сохраняла из таких изменений самые лучшие. Народ творил художественные ценности, проделывая за столетия работу, которая у гениальной личности занимает какой-то краткий "звездный миг".

Даже в Средние века, не говоря уж о более давних временах, творчество рассматривалось как нечто чуждое человеческой природе. По словам Фомы Аквинского, только Бог выступает как творец, человеку же пристало заниматься лишь копированием и подражанием. Тот, кто дерзает быть творцом, является либо орудием Бога, либо безумцем, посягнувшим в непомерной гордыне на то, что может делать лишь Бог.

Поворот в отношении к творчеству начался с эпохи Возрождения. Постепенно оно приобретает статус социальной ценности - вплоть до того, что в нем начинают видеть высшую цель человеческого бытия, а в способности к нему - высшее достоинство человека. Творческая личность получает в общественном мнении право на гордость и независимость.

Данте в XIV в. приходилось унижаться перед папскими слугами; а двумя столетиями позже Микеланджело мог разговаривать с римским папой, не снимая войлочной шляпы, и недовольно сетовать: "Папа мне докучает и меня сердит".

Происходящие в условиях индустриального общества процессы (в особенности ускорение темпов технического прогресса, повышение уровня жизни, рост образованности населения) резко увеличивают потребность общества в творческом труде. В современную эпоху развитие творческой активности людей во всех областях деятельности становится одной из важных социальных задач. И чем больше общество заинтересовано в прогрессе, тем больше почитается и поощряется в нем творчество.

Творчество по самому своему существу есть свободная деятельность. Где нет свободы творчества, там неизбежно угасание творческой активности. Творческий труд не терпит принуждения и не нуждается в понукании. Для творчества одаренной личности характерны самоотдача и преданность своему делу, внутреннее стремление к совершенству в нем. Поэтому предоставление ей свободы действий делает ее труд наиболее эффективным.

Динамика исторического развития деятельности

На ранних стадиях антропогенеза цели человеческой деятельности, как и поведения животных, ограничивались удовлетворением биологических потребностей. Но животные для достижения этих целей пользуются "готовыми", данными им природой средствами (зубами, когтями, крыльями и т.д.). А человек сам создает и совершенствует используемые средства. Поэтому для человека создание и совершенствование средств деятельности становится промежуточной целью на пути к конечной цели.

Чем более эффективны средства деятельности, тем она успешнее. Простота достижения цели при наличии необходимых для этого средств ведет к перемещению внимания человека от цели к средствам. Промежуточная цель - создание средств - постепенно выдвигается на первый план, и когда обладание средствами делает путь к цели достаточно легким и надежным, главным содержанием деятельности становится создание ее средств. В результате происходит то, что Маркс называл "оборачиванием метода": деятельность по созданию и освоению средств и методов достижения цели обособляется в самостоятельную форму деятельности. В последней то, что было промежуточной целью, превращается в конечную цель. А то, что прежде было конечной целью, начинает рассматриваться лишь как промежуточная цель, достижение которой является условием для движения к новой конечной цели.

Такого рода "оборачивание" объясняет развитие человеческой деятельности. Деятельность как специфически человеческая форма активности выступает в процессе антропогенеза вначале в качестве средства, с помощью которого человек сохраняет и поддерживает свою жизнь. Затем она постепенно превращается в цель, ради которой он живет. Человек когда-то научился действовать, чтобы жить, теперь он живет, чтобы действовать.

"Оборачивание", в результате которого создание средств для достижения какой-то цели со временем становится самостоятельной целью и выделяется в особую форму деятельности, происходит на протяжении всей истории общества.

Духовная деятельность возникает как средство, помогающее людям совершенствовать и делать более успешной практическую деятельность по добыче материальных благ; но с развитием общества она превращается в самостоятельную область деятельности, имеющую своей целью удовлетворение духовных потребностей людей. На этом пути образуются такие сферы человеческой деятельности, как искусство, наука, политика и др.

Аналогичным образом игра из деятельности, целью которой является развитие физических и умственных способностей человека, превращается в спорт как особую сферу деятельности. В спорте развитие способностей рассматривается уже не как цель, а как средство достижения высоких спортивных результатов.

То же самое происходит и с учебой: исторически она сначала осуществляется в ходе практической деятельности, а затем обособляется от нее в связи с тем, что приобретение знаний (средство) для будущего труда из промежуточной цели обращается в конечную; труд же часто начинает служить уже не целью, а средством приобретения знаний.

Творческая деятельность также вследствие "оборачивания" имеет тенденцию превращаться из средства в высшую цель жизни человека, в творчество как самоцель.

Таким образом, человеческая деятельность развивается, превращая свои средства в цели, а цели - в средства. С этим связаны ее дифференциация, происхождение и развитие ее разнообразных видов. На этой основе в ней возникают все новые и новые цели и создаются все более мощные и совершенные средства и способы их достижения.

Развитие человеческой деятельности не может остановиться, так как движущие силы ее развития лежат в ней самой.