Смекни!
smekni.com

Чувственное и логическое познание (стр. 4 из 5)

д) образы-символы и т.д.

Особенность чувственного образа - его целостность. Предмет воспринимается как органическое единство составляющих его элементов. В то же время воспринимаются его пространственная ограниченность, длительность как изменение его состояний. Здесь особенно ярко выражается связь восприятий и представлений. Необходимо отметить также избирательность чувственного образа, когда воспринимаются прежде всего значимые для субъекта стороны и свойства предметов.

Особенность чувственного образа - включенность в него знаково-языковых структур. Знак служит для замещения предмета, выступает как основа метода формализации, средство получения проверяемого, концентрированного знания. Он сокращает умственные операции, дает возможность передавать машинам отдельные логические операции. Слова, формулы используются как знаки. Широко употребляются предметы-символы для замещения абстрактных идей (например, флаг, голубь, елка). Символы используются в художественном творчестве, в познании социальной реальности. Так, образу Прометея придавалось разное звучание в различные исторические эпохи. В наши дни он становится образом-символом западной цивилизации как активной деятельности.

3.4. Эмоции, интуиция

К чувственному познанию относятся также эмоции: гнев, страх, сомнение, заинтересованность, удивление. Без их влияния невозможен поиск истины. А. Эйнштейн писал, что «самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы можем испытать, - это ощущение тайны. Если же человек утратил способность удивляться и замирать в священном трепете, то его можно считать мертвецом». Трудности в преодолении препятствий, страдания, недовольство собой - необходимые компоненты любой познавательной деятельности.

Чувственное познание включает и интуицию. Она определяется как способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без помощи логических аргументов. Ее роль особенно велика в творческом процессе, создании новых научных теорий, когда необходимы внезапные скачки ума, прорывающие сеть сложившихся стереотипов, доказательств и обоснований. Интеллектуальная интуиция рассматривается как внутреннее прозрение. Не случайно в "Рассуждении о методе" Декарт ставит интуицию на первый план.

К особенностям интуитивной деятельности относят неожиданность решения задачи, неосознанность путей и способов ее решения, непосредственное постижение истины на сущностном уровне. Существует стандартизованная интуиция (например, определение врачом характера заболевания пациента по его действиям) и эвристическая (например, осознание Кеккуле структуры молекулы бензола как образа змеи, хватающей себя за хвост).


4. Логическое познание

В отличие от чувственных форм логические средства познания не обязательно должны сопровождаться чувственными образами. Скорее верно обратное – любой чувственный образ у человека, в отличие от животных, сопровождается логическим образом.

Формами логического отражения, присущими всем людям, являются понятия, суждения и умозаключения.

4.1. Понятие

Законы, сущность явлений человек познает на абстрактно-логической ступени познания, посредством мышления.

«Мышление — это опосредованное, обобщенное познание действительности. Между объектами с их свойствами и мышлением находятся формы чувственного познания: ощущения, восприятия и представления. Они — тот строительный материал, на котором базируется и развивается человеческое мышление. Они доставляют информацию о материальных объектах, которую в дальнейшем мышление подвергает обработке, отражая объекты глубже и вернее, чем чувственные формы познания».

Человеческое познание посредством мышления, проникает в сущность предметов и выражает ее с помощью понятий, суждений и умозаключений.

Понятие, в отличие от ощущений, образуется путем отвлечения от чувственных образов тех общих черт, которые присущи и другим чувственным образам, а следовательно, и тем реальным явлениям, которые отражены в этих образах. «Возьмем для примера понятие «дом». Когда мы говорим о конкретном доме, своем или доме родителей, то это будет чувственное отражение в форме восприятия или представления. Когда же мы говорим о доме вообще, то слово «дом» мы употребляем в качестве понятия, в котором уже нет конкретных черт того или иного реального дома, а есть только то общее, что присуще всем домам.

Таким образом, понятие дома образуется из восприятий и представлений о различных конкретных домах путем выделения тех общих черт, которые присущи любому дому, независимо от его индивидуальных особенностей. Очевидно, переход от представлений к понятию является переходом к более глубокому познанию явлений действительности».

По своему содержанию и объему понятия различны в отдельных науках. Философия создает наиболее общие понятия: «материя», «сознание», «движение», «отражение», «пространство», «время», «количество», «качество» и т. д. В частных науках используются понятия, имеющие более конкретное значение.

Понятия, как и все остальные формы отражения, имеют диалектический характер. В каждой науке понятия находятся во взаимной связи. Они — не застывшие формы логического познания, а постоянно изменяются и развиваются. Понятиям присуща внутренняя противоречивость, заключающаяся в единстве субъективного и объективного.

Понятия объективны по источнику, который отражают, субъективны — по форме выражения. Диалектика понятий проявляется также в их гибкости, доходящей до тождества противоположностей, позволяющей им глубже, полнее отражать окружающий мир во всей его противоречивости.

4.2. Суждение

Важной формой логической ступени познания является и суждение. Каждую свою мысль человек высказывает с помощью суждений.

«Суждение — это одна из высших форм отражения объективных предметов в сознании человека. С помощью суждений человек отрицает или утверждает что-то о чем-то. В суждениях отражаются предметы, качества, отношения между предметами, их содержание». Диалектика, присущая суждению как логической форме познания, отражается во взаимосвязи между субъектом и предикатом, из которых состоит суждение. (Например, в суждении «ясень есть дерево» субъект — ясень, предикат — дерево.)

Субъект всегда выполняет функцию отдельного, а предикат — общего. В суждениях фиксируется диалектика между случайным и необходимым, явлением и сущностью. В каждом суждении, субъективном по форме, содержится объективное содержание, обусловленное отражением объективных предметов.

Суждения могут быть истинными и неистинными. Они истинны тогда, когда правильно отражают объективные свойства, присущие материальному миру. Когда же суждения не отражают объективность предметов и их связей или отражают искаженно, они неистинны.

4.3. Умозаключение

Третьей формой логической ступени познания является умозаключение. В умозаключении из нескольких верных суждений, выводится новое знание об объектах.

«Умозаключение — средство познания скрытых, внутренних сторон и связей объектов. Человек с помощью умозаключения познает процессы и их закономерности в объектах, которые не могут восприниматься с помощью чувств».

В логическом познании также используются гипотезы и теории в качестве форм, которые фиксируют результаты познавательной деятельности человека.

Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного (фактов) к общему. Например: "В остроугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В прямоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В тупоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. Следовательно, во всех треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым".

Индукция бывает полной и неполной. Полная - когда посылки исчерпывают, как в приведенном примере, весь класс предметов (треугольников), подлежащих обобщению.

Неполная - когда такой полноты ("весь класс") нет, когда число индуктивно обобщаемых случаев или актов неизвестно или неисчерпаемо велико. Примером неполной индукции могут служить регулярные опросы общественного мнения по тому или иному вопросу, кто станет президентом, например. Опрашиваются по выборке немногие, некоторые, а обобщение делается на все население.

Индуктивные заключения или выводы носят, как правило, вероятностный характер, хотя в практической достоверности им тоже отказать нельзя. Для опровержения индуктивного обобщения часто бывает достаточно одного "коварного" случая. Так, до открытия Австралии считалось общепризнанным, что все лебеди белые, а все млекопитающие живородящие. Австралия "разочаровала": оказалось, что лебеди могут быть и черными, а млекопитающие - утконос и ехидна, кладут яйца.

В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному. Например: "Все, что укрепляет здоровье, полезно. Спорт укрепляет здоровье. Следовательно, спорт полезен".

Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении. Так, на основании сходства звука и света (прямолинейность распространения, отражение, преломление, интерференция) был сделан вывод (в форме научного открытия) о световой волне.


5. Заключение. Единство чувственного и логического познания

Чувственная и логическая ступени познания и их формы находятся в диалектическом единстве. В процессе человеческого познания их нельзя разделять так как логическое познание может совершаться только на базе материала, который приобретается чувственным познанием.

Данное положение в истории философии признавалось отнюдь не всеми мыслителями. В XVII в. в теории познания четко выделились два течения: сенсуализм и рационализм. Те философы, которые преувеличивали значение чувственного познания, считая, что все основные знания дают нам ощущения, а разум мало что добавляет и даже затемняет то, что дают ощущения, получили наименование сенсуалистов (от лат. sensus — чувство, ощущение). Сенсуалистами были Дж. Локк, Г. Гоббс, многие материалисты XVIII в. (Д. Дидро, Ж.-П. Ламетри и др.), а также субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм, махисты).