Смекни!
smekni.com

Наука: мышление и творчество (стр. 8 из 9)

Ходорковский обращает внимание на кризис виртуального сектора, получившего «гротескную самоценность». Безусловно, нынешние драматические события на финансовых рынках -не просто экономический кризис; это, возможно, фатальный кризис всей системы постмодернистской «экономики знака» (термин Жана Бодрийяра). Нынешний кризис — прежде всего кризис доверия к информации в постмодернистском обществе, где навязанные интерпретации давно стали важнее самой реальности.

Эта система была создана в середине XX в. с помощью новых для того времени инструментов манипуляции: телерекламы, маркетинга, пиара, спекулятивных глобальных финансовых рынков и т. д. Результат их работы -- манипуляция сознанием, формирование иррационального поведения потребителей и мелких инвесторов со стороны спекулятивных экономических элит. В этой системе, которую Джон Гэлбрейт назвал экономикой перевернутой последовательности, не потребитель диктует условия рынку, а производитель (продавец, промоутер) заставляет его подчиниться собственным потребностям и задачам.

Рано или поздно иллюзорная, сконструированная картина мира должна была столкнуться с суровой экономической реальностью. Люди начали понимать, что король голый. Но в ситуации всеобщего недоверия рынки нормально функционировать не могут. Так начался нынешний глобальный кризис, вряд ли преодолимый в существующих условиях. Сетевая экономика

Ходорковский пишет о «частичном восстановлении в правах ценностей и стандартов индустриальной эпохи». Его рецепты преодоления кризиса обращены к опыту усиления регулирующей и перераспределяющей роли государства в 30-50-е гг. XX в.

Подобная политика могла работать только в условиях индустриальной экономики, которой можно было просто и эффективно управлять. Сейчас другая ситуация. Экономика спекулятивных рынков, питающихся сконструированной информацией, трудно поддается государственному регулированию. В нее можно вливать деньги, пытаться поддерживать какое-то время на плаву. Но очередной кризис доверия неизбежно сметет все наскоро возведенные государством песчаные дамбы.

Выход из кризиса — не в попытке реанимировать давно умершую индустриальную модель, а в создании благоприятных социально-правовых условий для развития наиболее перспективных направлений экономики. В последние десятилетия созданы технологические условия для того, чтобы на смену «экономике знака» пришла «экономика творчества», в которой большая часть национального дохода будет создаваться в области воспроизводства новых знаний и технологий, а не в сфере услуг и манипуляций, как сегодня. Новая «экономика творчества» не может быть построена в условиях госкапитализма. Творчество не терпит диктата, требует свободного, равноправного сотрудничества. Его одинаково убивают и давление собственников, стремящихся к быстрым деньгам, и контроль государственной бюрократии. Творческая деятельность может быть наиболее успешна только в условиях политической и социальной демократии, самоорганизации свободных людей.

Возможности для этого дает современный уровень развития информационных технологий - когдана смену монологичному теледиктату правящих элит приходит диалоговая культура интернета, социальных сетей, В этой культуре простой человек может быть полноправным субъектом, источником информации. Ограничение произвола менеджеров корпораций за счет увеличения контрольных возможностей чиновников, к чему сводится часть предложений Ходорковского, не изменит сегодняшнюю кризисную ситуацию. Государство может сыграть позитивную роль, только обеспечивая беспрепятственное развитие и правовые гарантии «экономики творчества».

Именно новая творческая децентрализованная самоуправляющаяся экономика, актуализирующая интеллектуальный потенциал общества, сможет дать ответ на вызовы времени, о которых пишет Ходорковский: освоить возобновляемые источники энергии, решить глобальные ресурсные, экологические, демографические проблемы. Левая альтернатива

В книге «Викиномика» Дон Тапскотт и Энтони Вильяме предрекли большое будущее сетевому экономическому сотрудничеству: «С ростом количества компаний, использующих преимущества массового сотрудничества, подобный способ организации постепенно заменит традиционные корпоративные структуры и станет новым типом двигателя экономики, создающей благосостояние». «Вики» - это принцип, на котором основано создание таких бесплатных продуктов, как операционная система и сетевая энциклопедия Википедия. Таким образом, «викиномика» — это использование массового сотрудничества, взаимодействия равных и идеологии открытого кода для достижения коммерческого успеха. Сегодняшний кризис, разоряющий банки и корпорации, может резко активизировать этот процесс. Становится очевидной необходимость формирования новых социально-экономических институтов, лучше соответствующих возможностям и требованиям информационной эпохи. Такими институтами могут стать сетевые самоорганизующиеся объединения: творческие, производственные, потребительские, кредитные, общественно-политические. Эти открытые сообщества формируются с помощью интернета и других новых информационных технологий как для решения конкретных задач, так и для долгосрочного сотрудничества между людьми. Усиление государственного регулирования — тактическая мера, призванная смягчить последствия финансового кризиса. Причем для того, чтобы эта политика была успешной, необходим реальный контроль общества над властью, ее проводящей. В России при сохранении нынешнего политического режима дальнейшее усиление роли государства может привести только к еще большей бюрократизации экономики.

Ходорковский апеллирует к элите. Но элиты в современном мире часто ведут себя корыстно и самоуверенно. Им вряд ли по силам отказаться от воспроизводства привычных форм власти и эксплуатации. Кризис может быть преодолен только в результате социально-политической активности самого общества, развития сетевой демократии и самоорганизации.

Для движения вперед необходим больший контроль не бюрократии над экономикой, а общества над государством и корпорациями. Тогда станет реальностью подлинный левый поворот — от обслуживания эгоистических интересов бюрократии и собственников к созданию условий для максимальной реализации творческого потенциала общества[21].

3.2 Что нужно специалисту-экономисту? Знания!

В науке необходимы творческие решения, а следовательно необходимы нужные знания, чтобы знать как лучше решить ту или иную проблему, например на производстве.

Наша повседневная занятость, независимо от того, кем мы работаем на предприятии - бухгалтером, экономистом, менеджером или директором, требует не только знаний по основной специальности, но и многих дополнительных знаний. Не зря ведь говорят, что в России бухгалтер больше, чем бухгалтер, так как на практике ему приходится решать финансовые вопросы, делать экономические расчеты, обладать правовыми сведениями и управлять коллективом.

Но экономические и юридические знания сегодня необходимы абсолютно всем. Даже школьникам!

Однако в погоне за правильностью исчисления своевременностью уплаты налогов большинство из нас забыли об экономике. Мало кто связывает, например, формирование налоговой базы с результатами экономической деятельности любого хозяйствующего субъекта.

За последние 10-—15 лет произошло девальвирование профессии экономиста. И операционистка в банке, следящая за правильностью заполнения платежных поручений, и сотрудник, занимающийся расчетом заработной платы, и многие другие подчас называют себя экономистами, не являясь таковыми по существу. И кто бы мог предположить, что толчок к возрождению экономики дадут судьи Высшего Арбитражного Суда России! В конце прошлого года произошло знаковое событие, пока еще по достоинству не оцененное бизнес-сообществом. Было принято Постановление ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее по всему номеру приложения - Постановление № 53), в котором на первый взгляд речь идет о налогах и налогообложении, но, по сути, об экономическом обосновании и целесообразности предпринимательской деятельности компании.

Издание такого Постановления обусловливалось необходимостью конкретизации и закрепления основных критериев понятия «недобросовестность» налогоплательщика, которое хоть и не определено в налоговом законодательстве, но уже несколько лет активно используется и налоговыми органами, и судами, и самими налогоплательщиками. В итоге обсуждения Постановления победила точка зрения, что недобросовестность является этической категорией, чуждой публичному праву. Поэтому было решено отказаться от использования данного термина и оперировать понятием «необоснованная налоговая выгода». Однако Президент России недавно сказал, что нравственность — это категория правовая. Или по-другому, что закон — это категория нравственности. Он соединил по содержанию эти понятия вместе.

В результате под налоговой выгодой в Постановлении понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. При этом появляется необходимость обоснования возникновения налоговой выгоды и экономической оправданности действий, приводящих к ней.

Это еще один аргумент в пользу того, что Постановление можно рассматривать как призыв к компаниям заняться экономикой, а не только «оптимизацией» налогообложения [1].


3.3 В чем недостатки бизнеса или производства. И как их решить