Смекни!
smekni.com

Основы учения о бессознательном (стр. 3 из 3)

Бессознательное у структуралистов (Фуко, Леви-Стросс, Лакан) подвергается членению и рациональной упорядоченности посредством выявления механизмов функционирования именно языка. Бессознательное, через посредство которого обнаруживается полномочный представитель человеческой культуры – язык, скрывает в себе структуру, то есть совокупность регулярных зависимостей, общественных отношений, внедренных в индивида и переведенных на язык сообщений. Бессознательные отношения регулируют либо социальную жизнь, либо межличностные отношения.

Многие психологи в последующие периоды обнаружили зависимость сознания от бессознательных механизмов психического. Эти открытия показали, что субъект деятельности является эксцентричным по отношению к сознанию, открылась его управляемость внешними силами. Отсюда и проистекает, первенствующее положение психологии, исследующей бессознательные механизмы человеческой деятельности, как источники позитивного знания о человеке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бессознательное совокупность психических процессов, противопоставляемых сознательным действиям.

Основы учения о бессознательном заложены в теориях Фрейда и Юнга.

У Фрейда диспозиции, связанные с инстинктивными влечениями, побуждают желания и мотивы «Оно», стремящиеся к сознательному выражению, чему, однако, постоянно противодействуют иные силы, концептуализированные как «Я» и «Сверх-Я». Идея Фрейда о конфликте этих сил обозначила динамический подход к психическим процессам, который во многом опередил психологические воззрения его времени и повлиял на дальнейшее формирование и развитие науки.

Ученик Фрейда Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Также Юнг провел углубленную структуризацию личности, дополнив учение Фрейда, но в целом бессознательное также имеет биологическую природу с элементами социального.

Последователи и критики фрейдизма вносили дополнения в учение о бессознательном, но в целом общая идея о месте бессознательного в структуре личности дошла до наших дней, господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики «цензурой» – психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анри М. Значение понятия бессознательного для познания человека. // Вопросы философии., 1992, № 8.

2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. – М., 1968.

3. Гроф С. Области человеческого бессознательного – М., 2001.

4. Загулин К.А. Проблема бессознательного в философии – М., 2006.

5. Зинченко В.П. Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного. // Вопросы философии., 1994, № 10.

6. Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия. Язык и творчество. // Вопросы философии., 2003, № 3.

7. Леонтьев А.А. Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности – М., 2007.

8. Менегетти А. Образ и бессознательное – СПБ.: Онтопсихология, 2005.

9. Психоаналитические термины и понятия: Словарь // под ред. Б.Э. Мура и Б.Д. Фаина. – М., 2006.

10. Роберт Т.К. Бессознательное // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий – М.: «Диалектика», 2005.

11. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984.

12. Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений – М.: «Просвещение», 1989.

13. Цапкин В.Н. Семиотический подход к проблеме бессознательного. // Вопросы философии., 2004, № 2.

14. Шерозия А.Е. Психика, сознание, бессознательное. – Тбилиси, «МЕЦНИЕРБА», 1979.

15. Юнг К.Г. Психоаналитические типы. – М., 1967.