Смекни!
smekni.com

Основы цивилизации (стр. 6 из 6)

По Данилевскому, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская - в религиозной, римская- в области права и политической организации. Прогресс человечества, по Данилевскому, состоит не в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях.

Такова сущность позиции Н.Я. Данилевского.


Заключение

Из всего сказанного выше ясно каким многослойным и многозначным является понятие “цивилизация”. Многие современные философы вообще считают, что пытаться дать какое-то фиксируемое устойчивое определение этой категории бессмысленно. Но тем не менее попытаемся это сделать. Прежде всего цивилизация - это нечто большее, чем культура. Она включает и технологическую основу нашей жизни, и нравственные представления, которые ее определяют, то есть это достаточно широкое представление о способах жизни человека на Земле.

Говорить о зарождении цивилизации можно когда человек окончательно выделился из животного мира. На этом этапе биологическое совершенствование человека прекратилось и эволюция перешла в новую стадию общественного развития.

Что же касается фундамента зарождающейся философии, то, безусловно, им можно считать цивилизацию и культуру Древних греков. Всякий культурный и образованный человек не может не испытывать уважения к ценностям, которые оставили человечеству в наследство жители Древней Эллады. Архитектурная гармония, изысканная манера одеваться, неподражаемое ораторское искусство, культура земледелия, преклонение перед Женщиной, поклонение богам, культ красивого тела, блестящая литература, почитание ремесел - мировое человечество в вечном долгу перед античными греками. Но самое главное качество цивилизации античной Греции - открытость для нового. Они все новое воспринимали с интересом, шли к новому со свободной душой - и к новым завоеваниям, и к новым открытиям, и к новой философии. И не зря ведь в эпоху Возрождения мы наблюдаем возвращение к античности, когда к человеку относились как к основе истории, как к источнику всего того, что совершенствуется в мире.

Но после того, как человек почувствовал себя творцом и стал беззастенчиво изменять существующую природу, мы стали сталкиваться с таким понятием как кризис цивилизации. Человек вторгся в природу, в оболочку Земли, он узнал слишком много тайн о своей прародительнице и уже тем смертельно опасен для всего живого и неживого мира. Породив человека, природа породила и могучий катализатор мирового развития. Вернадский говорил, что воздействие человека на природу столь велико, что близок тот час когда человек превратиться в основную геологообразующую силу. И как следствие, должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие природы. Биосфера однажды перейдет в сферу разума - ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты будет направляться силой человеческого Разума.

Вступление в ноосферу - в новую по сути цивилизацию - потребует от человека коренной перестройки нашего бытия, смену стандартов и идеалов.Для этого человечеству необходимо перейти к социальной ориентированной либеральной экономике, которая даст шанс человеку раскрепостится, отблагодарить и одушевить его устремления, гармонизировать его отношения с природой.

Таким образом человеку предстоит создать новые международные институты, новый правопорядок, новую моральную основу.


Литература

1. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Москва, 1963.

2. О. Шпенглер. Закат Европы. Москва,1993.

3. Н.В. Мотрошилова. Рождение и развитие философских идей. Москва: Политиздат, 1991.

4. П.С. Гуревич. Культурология. Москва: Знание, 1996.

5. Фiлософiя. Пiд ред. I.Ф. Надольного. Київ: Вiкар, 1997.

6. В.Ф.Дiденко. Фiлософiя: проблеми, категорiї, теорiї. Київ: Педагогiка, 1996.

7. Цивилизация - это ? Н.Н. Моисеев. Диалог, 1992, № 4/5, с.38-43.

8. Е. Амелина. Понятие “цивилизация” вчера и сегодня. ОНС, 1992, № 2, с.94