Смекни!
smekni.com

Образ человека в социокультурном пространстве информационного общества (стр. 5 из 6)

Художественный образ – это еще и единство обобщенного и индивидуального. Дух времени всегда формировал каждой эпохе свой идеал Человека, потому-то портреты людей и становились портретами эпохи.

Искусство можно определять как процесс, в котором происходит жизненно важная процедура обмена значениями, которые являются социальными конструктами и носят изменчивый, зависимый от времени и места характер. Нацеленное на раскрытие творческих возможностей человека в процессе плюрального видения мироздания, современное искусство стремится спровоцировать интеллектуальное соучастие зрителя, разбудить обыденное сознание, предлагая радикально новый опыт осмысления мира.

Замечается, что еще в 20-30-х годах ХХ века немецкий скульптор Эрнст Барлах обозначил контуры будущего бытия человечества, образ человека современного общества. Общая же задача, которую решал Э. Барлах, как и другие художники ХХ века, состояла в том, чтобы восстановить человеческий облик, освободив его из-под тесных наслоений и от тех искажений, причиной которых была трагическая жестокость самой жизни, самой истории. Э. Барлах воссоздавал человека в рядах однотипных или одномотивных фигур, которые в своей совокупности указывали на человека как носителя человечности и как жертву бесчеловечности. Предметом искусства стал человек в его существенности и в его борьбе.

На территории искусства впервые опробываются приемы глобального взаимодействия, которые затем начинают широко внедряться в практику социального активизма в обществе. Отношения коммуникации становятся формами искусства, а эти формы, в свою очередь, моделируют и инициируют новые социальные отношения, новую социальность.

В своих новых формах произведение искусства становится не только объектом рефлексии, но также формой и местом рефлексии. Тем самым возрастает значение искусства для более полного философского осмысления первопричин, сущности и последствий социальных взаимодействий.

Выдвигается следующий тезис: посредством выяснения специфики художественного образа человека как формы существования самого гуманного начала современного общества возможен поиск оснований новой идентичности. Экраны ТВ, мониторы компьютеров, рекламные вывески изобилуют образами, в том числе и тех, кого до середины ХХ века называли художниками.

Кроме того, экранная культура предполагает новый уровень синкретического восприятия мира, жизни, культуры, информации. В условиях ее функционирования становится более мобильной связь человека и воспринимаемой им информации.

Современному художественному образу человека близок образ любителя, в какой-то мере равнозначный социальному образу фланёра. Отмечается, что если в социальных образах человека информационного общества отражается особая активизацию процессов маргинализации и кризиса идентичности современного социума, то подобное не могло не отразиться на формировании новых художественных образов человека, напрямую сопряженных с положением самих творцов этих образов, то есть художников. Ради выживания и дальнейшего развития общества искусство подчас оказывается в конфликте с господствующей картиной мира, а художник предстает еретиком, изгоем, диссидентом, маргиналом. Его творчество может резко расходиться с принятой в обществе системой ценностей.

Иначе говоря, искусство в своих формах и предложенных образах, в том числе и художественного образа человека, рождает эмбрион новой, обращенной в будущее культуры. Но поскольку эта культура оказывается непривычной, незнакомой, вызывающей сопротивление, художник по-прежнему остается изгоем и маргиналом. Ведь в массе своей общество консервативно и не готово к тем формам, что рождаются в недрах искусства. Однако проходит время, и общество созревает для адекватной оценки гения и его творчества. Так или иначе, архетипом художника оказывается образ изгоя, чужака, чужестранца со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Современный художественный образ человека – это образ любителя, в какой-то мере равнозначный социальному образу фланёра, то есть сугубо индивидуальной личности, но без четкой идентичности. А художественный образ самого современного общества – это образ современных представителей виртуальной культуры – «людей воздуха», в сознании и бытии которых нет ни «объективного», ни «воображаемого» - существует лишь «виртуальность» как единая недифференцированная реальность, где сливаются все стороны жизни общества.

Сформулированная автором дилемма: что же сегодня мы имеем, образ для человека или же человека как основание образа, имиджа, - однозначно им же и решена: несмотря на видимое почитание имиджа в сознании представителей информационного общества, современный социальный и художественный образ человека имеет глубокий смысл и важное значение в бытии социума виртуальной культуры. Художественный образ человека в социокультурном пространстве информационного общества выступает способом, моделью проявления небывалой ранее свободы выражения индивидуальности человека и обретения новой идентичности в обществе, а также возможной проекцией будущего развития информационного общества. Возможности современного искусства способны угадать логику будущего развития общества, существующую до определенного времени лишь в художественных формах и образах.

Третий параграф «Современный образ человека информационного общества как проекция будущего» представлен как попытка прогноза будущего информационного общества на основе известных особенностей образа человека современного социокультурного пространства.

Вступление человечества в XXI век стимулировало настойчивые попытки людей заглянуть в будущее. Конечно, невозможно предвидеть все предстоящие повороты в истории общества, хотя возможно вовремя увидеть новые тенденции развития, чтобы использовать все имеющиеся уже сегодня возможности для полноценного ответа новым вызовам информационной цивилизации. Одной из таких возможностей является образ самого человека информационного общества.

Понятно, что будущее всегда принципиально неопределимо, но без него не происходит ни одно социальное или личностное изменение, и то или иное понимание временных перспектив сопровождает человека всегда, явно или подспудно присутствуя в общественном и индивидуальном сознании. Образ будущего – это категория, в которой воплощается результат осмысления бытия, и только с помощью образов будущего возможно придание смысла всей социальной реальности.

Рассмотренные в диссертационном исследовании социальные и художественные образы человека информационного общества подтверждают предположение о том, что современный и, скорее всего, будущий человек техногенного, информационного общества наделен свободой выбора в проявлении индивидуальности и обретении идентичности любого уровня. Сейчас трудно конкретизировать в деталях пути и способы будущих изменений глубинных ценностей техногенного общества, но то, что эти изменения уже начались, можно зафиксировать в известных существующих образах самого человека. Их систематическое исследование выступает важнейшим проявлением способности науки не только устанавливать связи уже осуществившихся мировоззренческих изменений в прошлом, но и активно участвовать в поиске мировоззренческих ориентаций будущего.

Футурологи по разному оценивают перспективы развития человека как биологического вида, но в целом доминируют два подхода к освещению этой проблемы. Первый из них исходит из того, что радикальные перемены во внешней среде (изменение радиоактивного фона, состава воздуха и питания, усиление жесткого космического излучения в связи с ослаблением озонового слоя) приведут к усилению антропологического разнообразия на Земле, а затем станет формироваться новый облик человека, очередной вид Homo.

Второй же подход основывается на том, что человек не является завершающим звеном в эволюционной цепочке на нашей планете, что кризисные явления в развитии homo sapiens со временем приведут к гибели этого биологического вида.

Одномерный, «экономический человек», ориентированный на удовлетворение материальных потребностей и успех в потребительской модели, в результате постиндустриальной революции уступит место многоплановому человеку, «человеку творческому», «богатой индивидуальности». В постиндустриальном обществе на первый план выдвигается новый социальный тип личности: у человека появляется возможность выбора.

Всеобщая культура мышления и проявление индивидуальности во всеобщем труде – то, что характерно для современного и, скорее всего, будущего постиндустриального, информационного общества, – так же отражено в образе человека современного социума. Как преломляется и фокусируется в деятельности одного человека результаты труда множества людей, так и современный образ человека информационного общества – это своеобразное отражение социокультурной преемственности поколений от начала эпохи информационного общества (примерно 60-е годы ХХ века) по сегодняшний день.

Таким образом, по существующим уже сегодня образам человека социокультурного пространства информационного общества, можно судить, а точнее, высказывать предположения о будущем самого информационного общества и, конечно же, бытия человека этого общества.

Безусловно, будущее информационное общество, как собственно и любое другое общество, будет иметь свои особенности не только позитивного характера. Вероятно, стремление к минимизации возможных отрицательных черт общества будущего – задача уже современного человечества. В этом смысле автора интересует концепция Коллективного Интеллекта академика Н.Н. Моисеева. Возврат человека к гуманизму, приоритету ценностей свободной творческой личности, формирование новой культуры мышления, на основе Коллективного Интеллекта – первостепенные задачи настоящего и будущего общества. Отсюда закономерно изменение бытия человека в обществе, а также его сознания и мировоззрения, что, в первую очередь, находит отражение в формировании образа человека как синтезе субъект-объектного восприятия мира.