Смекни!
smekni.com

Планетарный процесс глобализации (стр. 2 из 2)

Возьмем в качестве примера религию. Что такое религиозная организация с точки зрения рынка и экономики? Это особое предприятие (организация), предлагающее потребителю продукт, который, хоть и нельзя его охарактеризовать как услугу, работу или товар, обладает типичными рыночными характеристиками: свойства, порядок применения, цена и т. п., даже несмотря на то, что потребитель не имеет малейшего представления о том, что ему продают. Получается, что эффективная религиозная организация способна использовать ряд рыночных преимуществ, которыми она априори обладает в сравнении с предприятиями других отраслей: во-первых, она продает нечто "неизвестное" потребителю (т. е. нечто такое, что якобы известно только ей); во-вторых, эта "неизвестность" дает большую власть продавцу, который не только продает, пользуясь этой властью, но еще и полностью или частично организует процесс потребления; в-третьих, религиозная организация так же, как и другие предприятия, весьма заинтересована в том, чтобы продвигать, т. е. рекламировать и пропагандировать свой продукт. По поводу последнего хотелось бы отметить, что предпринимателям стоит поучиться у религиозных деятелей способам эффективной маркетинговой коммуникации.

Разумеется, все это сказано с долей иронии, однако, в любом случае, религиозная организация остается сообществом людей, которым, как минимум, нужно существовать на какие-то средства, ведь ни стабильную зарплату из государственного бюджета, ни пенсию духовные служители не получают, следовательно, они вынуждены прилагать какие-то усилия для того, чтобы добыть эти средства. Этот один крайний случай, другой же – тот, что касается единства государства и церкви. Ни в коей мере это не есть исключение из рыночных правил, даже напротив – это результат наиболее эффективной деятельности религиозной организации.

Если же говорить о других частях духовной сферы жизни, то здесь в основном мы столкнемся с явлением обратного рода – с производством и потреблением знаний, мнения и всего того, что воспринимается человеческим умом и душой (в конечном счете). Я имею в виду такие сферы, как изобразительное искусство, театр, кино, музыка, художественная литература, наука, философия и т. п. Почти все из перечисленного не может существовать, абстрагируясь от рыночных критериев, ведь в каждом случае необходимо опираться на такие элементы взаимодействия спроса и предложения, как качество, цена, потребности и т. д. Действительно, профессиональный художник создает такую картину, которую можно реализовать; режиссер – такой спектакль или фильм, на который пойдет зритель; писатель, каким бы классическим он ни был, должен ориентироваться на читателя (ведь вряд ли, скажем, Ибсен или Чехов создавали свои произведения, влекомые бессмертной славой, поскольку основным движущим фактором здесь был все же гонорар) и т. д. Следовательно, потребителя нужно либо привлечь самостоятельно, либо создать такой продукт, о котором заранее известно, что он будет пользоваться спросом, то есть соответствовать ожиданиям и предпочтениям потребителей.

Но все же есть, наверное, одна-единственная частичка духовной сферы жизни, в отношении которой рыночные критерии никоим образом не применимы. Это философия, поскольку она стоит выше, чем рыночные критерии, поскольку, никакой продукт она не предлагает; напротив, "потребитель", перефразируя слова Луция Аннея Сенеки младшего[1], "всецело отдает ей себя самого".


Литература

1. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

2. Сенека, Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука, 1977.

3. Спиркин А. Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001.

4. Философский словарь. Под ред. М. М. Розенталя. – М.: Политиздат, 1975.


[1] В произведении "Нравственные письма к Луцилию" (Письмо LIII) Сенека говорит: "Философией нельзя заниматься урывками.… Посвяти ей всего себя…. В руках философии - царская власть; она распоряжается твоим временем, а не ты уделяешь ей час-другой. Она не есть нечто побочное, - она есть главное; она - повелительница, ей и приказывать".