Смекни!
smekni.com

Понимание истины в современной эволюционной эпистемологии (стр. 1 из 4)

Вологодский государственный педагогический университет

Кафедра философии

Реферат

для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки

Понимание истины в современной эволюционной эпистемологии

Выполнил: аспирант кафедры философии Ухов Артем Евгеньевич,

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Ковригин Борис Васильевич

Вологда

2006


Содержание

Содержание

Введение

Глава 1.Истина в эволюционной теории познания

Глава 2. Истина в эволюционной теории науки

Заключение

Библиография


Введение

Тема «Понимание истины в эволюционной эпистемологии» является слаборазработанной в современной философской и научной литературе, так как эволюционная эпистемология – относительно новое направление философского исследования. Но поскольку проблема истины является ключевой в философии науки, то все эти аргументы составляют актуальность данной темы.

Проблема истины возникла вместе с самой философией еще до появления научной теории познания. Самое первое определение понятия истины принадлежит Платону и Аристотелю, согласно которым мысль истинна, если она соответствует своему предмету. Подобная трактовка истины получила название референтно-корреспондентной. Она господствовала в науке вплоть до конца XIX века. С переходом к неклассическому этапу развития философии науки изменились требования к соответствию как критерию истины. Вследствие этого были выдвинуты другие концепции истины (прагматическая, отождествляющая истинность с полезностью; когерентная, предполагающая связность, согласованность, системность знания; конвенциональная или истина на основе соглашения ученых; семантическая для формализованных языков и др.

Несмотря на изначально гносеологический статус, в современной эпистемологии эта проблема также является одной из основных. Но, несмотря на это, до сих пор не предпринято продуктивных попыток рассмотреть проблему истины в такой перспективной области исследования когнитивных проблем, как эволюционная теория познания (иначе эволюционная эпистемология).

Согласно определению Новейшего философского словаря, истина – это «универсалия культуры субъект-объектного ряда, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления - с другой» (8).

Какими же средствами достигается эта истина? В приведенном определении затронуты субъект-объектные отношения, которые долгое время определяли критерии и требования к объективности научного знания. В современной науке подчеркивается участие в процессе познания познающего субъекта, признается так называемый «принцип доверия субъекту». Но это вовсе не признание субъективизма и релятивизма. «Непосредственная цель и высшая ценность научного по­знания — объективная истина, постигаемая преимуществен­но рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение не присущих предмету исследо­вания субъективистских моментов для реализации «чисто­ты» его рассмотрения» (3, 26). Объективность, таким образом, понимается с учетом и критическим осмыслением субъективных моментов в процессе познания.

Классическая корреспондентная трактовка истины, господствовавшая в науке с XVI-XVII вв., исходила из того, что последняя представляет собой соответствие мысли действительности. При этом классическая философия исключала субъекта и все субъективные атрибуты из познавательного процесса. Современная философия науки признает несостоятельность и невозможность полной элиминации субъекта из процесса познания.

Но естествознание XX в. показало неотрывность субъекта, исследователя, от объекта, зависимость знания от методов и средств его получения. Иными словами, карти­на объективного мира определяется не только свойствами самого мира, но и характеристиками субъекта познания, его концептуальными, методологическими и иными эле­ментами, его активностью (которая тем больше, чем слож­нее объект) (3,330). В современной философии науки возникают новые трактовки истины как попытки добиться более четкого,чем классический, критерия истинного знания. Истина в них мыслится как форма психического состояния личности (Кьеркегор), как ценность, которая"не существует, но значит" (Риккерт и в целом баденская школа неокантианства), как феномен метаязыка формализованных систем (Тарский), как спекулятивный идеальный конструкт (Н. Гартман), современная философия постмодернизма не признает даже само понятие«истина», считая его атрибутом господствующей идеологии. В качестве«единственной и предельной предметности в постмодернизме выступает текст, рассматриваемый в качестве самодостаточной реальности вне соотнесения с внеязыковой реальностью «означаемого» (8).

В этой ситуации заслуживает внимания влиятельное рационалистическое направление в философии науки так называемый «натуралистический поворот». Его наиболее представительными направлениями являются эволюционная теория познания К.Лоренца, Г.Фоллмера, Э.Эзера и ряда других австро-германских авторов, натурализованная эпистемология У.Куайна, генетическая эпистемология Ж.Пиаже, эволюционная теория науки К.Поппера и Ст.Тулмина, радикальный конструктивизм Э.Глазерсфельда, «биолингвистика» Н.Хомского и Ст.Пинкера. «Объединяющее начало всех этих направлений – опора на конкретно-научные данные и подходы (биологии, этологии, психологии, нейродисциплин, лингвистики, когнитивной науки) в решении философских, теоретико-познавательных проблем, реализации преимущественно дескриптивных задач эпистемологии» (1,103-104). Эволюционная теория познания и эволюционная теория науки имеют общее собирательное название – эволюционная эпистемология.

«Эволюционная эпистемология – это направление в эпистемологии, исследующее познание как момент эволюции живой природы и ее продукт» (11).

Эволюционная эпистемология – относительно новая междисциплинарная наука. Она стремится создать обобщенную теорию развития науки, положив в основу принцип историзма и пытаясь опосредовать крайности рационализма и иррационализма, эмпиризма и рационализма, когнитивного и социального, естествознания и социально-гуманитарных наук и т.д.

«В свете эволюционной эпистемологии по-новому звучат многие традиционные философские вопросы: о соотношении истины и пользы, границах познания и науки, априорном знании и индукции, объяснении и понимании» (2,3).

В настоящей работе мы ограничимся рассмотрением концепции истинного знания в двух основных направлениях «натуралистического подхода»: эволюционной теории познания (представители: К.Лоренц, Г.Фоллмер) и эволюционной теории науки (представители К.Поппер, Ст.Тулмин).

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. выяснить подходы к пониманию истины в эволюционной теории познания, у таких исследователей, как К.Лоренц, Г.Фоллмер и Э.Эзер;

2. выяснить, каково понимание истины в эволюционной теории науки и раскрыть подходы к этому у Ст.Тулмина и К.Поппера;

Глава 1. Истина в эволюционной теории познания

Специфика эволюционной теории познания заключается в том, что она «объясняет и описывает не эволюции человеческого познания, а только эволюции наших когнитивных способностей» (13,47).

Родоначальником эволюционной теории познания являются австрийский исследователь поведения животных К.Лоренц. На основе материала о поведении животных он впервые попытался объяснить природу нашего стремления к познанию. Таким образом, предметом данного направления в философии науки является познание (в том числе и научное). Сам термин «эволюционная эпистемология» был введен в философию Д.Кэмпбеллом в статье 1974г, посвященной анализу эпистемологии К.Поппера. В 1986г в Вене состоялся первый конгресс по эволюционной эпистемологии, открывшийся докладами ее основоположников – К.Лоренца и К.Поппера. С этого момента можно говорить о размежевании общего течения на специализированные направления, о которых шла речь во введении. В научной литературе четко определяется эволюционная теория познания во главе с К.Лоренцом и Г.Фоллмером и эволюционная эпистемология К.Поппера и Ст.Тулмина.

Но следует отметить, что подобное размежевание носит условный характер, а их основные идеи базируются на исходных представлениях дарвиновской теории.

К.Лоренц, основатель эволюционной эпистемологии, считает, что «наши познавательные способности есть достижение врожденного аппарата отражения мира, который был развит в ходе родовой истории человека и дает возможность фактического приближения к внесубъективной реальности (то есть истины – А.У.)» (2,4). Таким образом, исследователь признает возможность познания истины. Это отличает эволюционную эпистемологию от других течений постнеклассической науки (особенно постмодернизма), пересматривающих традиционную трактовку данного понятия. Но сама истина сильно зависит от того, в каких условиях происходит процесс познания. К.Лоренц в связи с этим выдвигает понятие «мезокосмос», которое затем было разработано Г.Фоллмером. Мезокосмос - своеобразный уровень средних измерений, на котором только и действует интуиция среднего европейца. Это уровень понятий классической науки, где действуют законы Евклида и Ньютона (7,245). «Каждый организм, включая также и человека, имеет свою собственную когнитивную нишу или окружающий мир.… Наш мезокосмос есть, таким образом, часть реального мира, которым мы овладеваем, воспринимая и действуя сенсорно и моторно…» (13,50). Соответственно, истинным для субъекта познающего будут те законы и теории, которые действуют в мезокосмосе, на уровне, к которому приспособлен наш познавательный аппарат. Таким образом, в эволюционной теории познания присутствует некоторая степень познавательного релятивизма. Кроме того, признаются и экстерналистские идеи. «Немногие отдают себе ясный отчет в том, в сколь высокой степени социальные и культурные факторы воздействуют на этот аппарат и его функции, а тем самым и на все, что мы считаем истинным, правильным, достоверным и действительным» (5,399).