Смекни!
smekni.com

Социокультурное восприятие времени и пространства (стр. 2 из 2)

Человек другой культуры, не знающий этих неявных культурных смыслов локальных пространств (таких, как жилище, ритуальные и общественные места и пр.), может оказаться в смешной и нелепой си­туации, например, не сняв головной убор или слишком шумно выра­жая свои эмоции, там где этого не следовало бы делать. Таким обра­зом, мы живем не просто в географическом пространстве, состоящем из безликих мест вообще, а в особом культурно-смысловом простран­стве, состоящем из различных значащих мест, оказывающих самое прямое влияние на наше поведение и образ мыслей.

Не только мы формируем пространство, упорядочиваем его сообразно нашим це­лям и желаниям, но и оно активно формирует нас. На основе этого эффекта строится, в частности, все искусство современного дизайна. Один из его разделов так и называется «пространственный дизайн».

ЕС. Кнабе приводит пример особой роли и значения понимания жилого пространства, без знания смыслов которого мы просто не сможем понять другую культуру в силу временной или пространст­венной удаленности от нее. Так, например, римский город, который с физической, геометрической (т.е. с точки зрения своих пространст­венных характеристик) отличается от иного города только количест­венными показателями, всегда несет в себе смысл священного города, который этими показателями никак не определяется. Место построе­ния города «выбирается богами», и это обстоятельство порождает це­лую систему ритуалов как при начале постройки города, так и в даль­нейшей жизни внутри него как в особом, священном пространстве.

Город — это закрытое пространство не только от врагов, но и от чужеземных богов. Поэтому, выходя из города, например, на войну, че­ловек как бы терял на время свои мирные функции земледельца и приобретал свойства воина — жестокость, ненависть и отвагу. Соот­ветственно, возвращаясь в город, он «надевал» оболочку мирного гражданина, для чего, например, в Древнем Риме необходимо было пройти перед алтарем Януса.

Указанные свойства локального пространства часто переносились и на понимание мира в целом (всего пространства), придавая исклю­чительность, избранность народу, живущему в этом локальном прост­ранстве, и его нетерпимость к другим народам. Причем оба эти свой­ства человек должен был демонстрировать. Вместе с тем особое понимание предназначения Рима (его предопределенность быть господином мира) особым образом интерпретировало и некоторые свойства пространства. Оно представлялось «динамичным, мыслилось как постоянно расширяющееся, и расширение это было основано не только на завоевании, но на сакральном праве».

Если уж речь зашла о римской культуре, то заметим, что параллельные и перпендикулярные улицы, прямоугольные кварталы и большая центральная площадь во многих крупных европейских горо­дах — это прямое наследие римской трактовки городского простран­ства, а еще точнее — форма организации пространства в римском во­енном лагере. И это неудивительно, ибо именно вокруг укрепленных римских военных лагерей начинали организовываться многие торго­вые и ремесленные европейские центры.

Любопытно, что в Древней Греции и Древней Индии города имели другую пространственную организацию. Например, древние индий­ские города имели концентрическую и лучевую организацию прост­ранства за счет соответствующим образом расходящихся улиц. По­добную «восточную» структуру имеет и Москва. В каком-то смысле прав был русский мыслитель ЕП. Федотов, усмотревший в истории России момент борьбы между азиатской Москвой и европейским Петербургом, который, кстати, был спланирован Петром совершенно по-римски. Там все организовано параллельно и перпендикулярно.


Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Аристотель. Соч.: В 4т. М., 1976. Т 1.

2. КондильякЭ. Соч.: В Зт. М., 1982. Т2.

3. Коршунова Л.С, Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. М., 1989.

4. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.