Смекни!
smekni.com

Теория преобразования общества К. Маркса (стр. 4 из 5)

Общественное сознание отражает общественное бытие. Господство тех или иных идей в общественном сознании отражает господство определенных материальных сил, классов в самой действительности. При характеристике отдельных форм общественного сознания Маркс постоянно проводили мысль об их специфической материальной обусловленности.

Основа моральных взглядов - реальные отношения людей. В классовом обществе мораль носит классовый характер. Однако надо иметь в виду, что экономические условия не прямо определяют мораль. В развитии морали есть такое содержание, которое имеет общечеловеческое значение; оно развивается новыми передовыми общественными силами. Большое значение имеет также сила привычки, традиций. Пролетарская коммунистическая мораль - мораль класса, призванного навсегда избавить общество от эксплуатации и классовой борьбы. На смену буржуазному индивидуализму и эгоизму рабочий класс приносит принцип солидарности, коллективизма, заботы об общих интересах рабочего класса, народа.

Возникновение и развитие искусства также, в конечном счете, обусловлено социально-экономическим развитием общества. Эстетические эмоции не являются биологически врожденными, они носят общественный характер. Возникновение эстетических эмоций связано с трудовой деятельностью человека. Маркс говорил о классовом характере искусства в классовом обществе. Достижения искусства связаны с общественным прогрессом, борьбой народных масс против отживших общественных отношений. Например, взлет искусства в эпоху Возрождения объясняется борьбой прогрессивных сил против феодализма и церкви. Религия как фантастическое отражение в головах людей внешних сил, как выражение бессилия человека в борьбе с природой возникла в условиях первобытного общества. В развитом классовом обществе главной причиной религиозных верований является уже не бессилие человека перед стихиями природы, а подавленность трудящихся гнетом эксплуататоров, страх перед стихийными экономическими силами. Религия обладает большей относительной самостоятельностью, чем некоторые другие идеологические формы (мораль, право, искусство). Господствующие классы и поддерживающие их религиозные учреждения распространяют религиозные верования, понимая, что религия служит для обуздания трудящихся масс, сковывает их революционную активность. Маркс считал, что освобождение масс от религиозных предрассудков составляет неотъемлемую часть освободительного движения пролетариата. Религиозное сознание в массах отомрет в ходе экономического и культурного развития общества при условии настойчивой идейной борьбы против религиозных предрассудков.

Маркс и Энгельс были не только теоретиками; их теоретическая деятельность всегда была связана с социальной, практической деятельностью. До появления диалектического материализма философы видели свою задачу главным образом в том, чтобы личным образом нарисовать общую картину мира. Такие системы носили созерцательный характер и мало чем могли помочь человеку в его практических делах. Маркс подчеркивал, что философия должна стать активной, творческой силой, помогающей людям преобразовать их жизнь. Маркс стремился преодолеть противопоставление философской теории общественной практике и превратить философию в орудие изменения мира. Действенный характер марксистской философии — ее важнейшее отличие от всех предшествовавших философских учений. Но никакие идеи и теории сами по себе не в состоянии изменить что-либо в мире, как бы хороши они ни были. Прекрасные идеи социалистов-утопистов, например, не смогли преобразить жизнь общества. Материальный мир может быть преобразован лишь материальной силой. «Оружие критики не может заменить критики оружием», — писал Маркс. Следовательно, чтобы философские идеи и теории имели действенный, преобразующий характер, их надо превратить в материальную силу. Как это сделать? Маркс нашел ответ и на этот вопрос. Он указал, что идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Трудящиеся массы — подлинные творцы истории, и благодаря их практической деятельности по преобразованной природы и общественной жизни идеи и теории воплощаются в материальную действительность. Философские идеи и теории способны овладеть массами тогда, когда они отражают взгляды и стремления передового, прогрессивного, революционного класса, который заинтересован в изменении существующего общественного порядка, является носителем будущего и способен повести за собой трудящиеся массы на борьбу за преобразование общественной жизни. Ибо только философия, выражающая мировоззрение передового, революционного класса, в состоянии правильно осветить действительные перспективы развития общества и может быть воплощена в жизнь практической деятельностью масс. Пролетариат как раз и является таким классом в капиталистическом обществе. Он — носитель нового, социалистического способа производства, основанного на общественной собственности. Он является до конца революционным классом, выступающим против самого принципа частной собственности. Освобождая себя, он освобождает всех эксплуатируемых. Таким образом, интересы пролетариата объективно совпадают с коренными интересами всего трудящегося народа. Философия Маркса смогла стать философией масс потому, что она является теоретическим выражением мировоззрения пролетариата. Подчеркивая это, Маркс писал: «Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие». Хотя идеи диалектического материализма соответствуют объективным потребностям рабочего класса и выражают его интересы, распространение марксистских идей в рабочем классе — это большая и сложная задача. Для ее решения необходима пролетарская, коммунистическая партия, руководимая людьми, овладевшими этими идеями и объединяющими наиболее передовых и сознательных представителей рабочего класса. Только такая партия сможет организовать революционную борьбу рабочих (а вместе с ними и других трудящихся) за освобождение от капиталистического гнета, за построение нового, коммунистического общества. В непосредственной, тесной связи марксистской философии с политической деятельностью партии рабочего класса ее классовая сущность находит самое яркое выражение. Марксистская философия впервые в истории прямо и открыто признает классовость своей позиции, провозглашает служение пролетариату и его партии своим высшим принципом. Такое прямое признание вызывает нападки, со стороны противников марксистской философии, которые обвиняют ее в «тенденциозности», «предвзятости», утверждают, что классовость, партийность философии мешает ей познать истину. По мнению Маркса, философия в классовом обществе всегда является классовой; дело лишь в том, какому классу она служит. Пролетариат является таким классом, интересы которого совпадают с объективным ходом общественного прогресса. Для осуществления своих целей он нуждается в научном познании объективных законов развития общества, чтобы использовать их в своей борьбе.


Заключение

В целом «Капитал» К. Маркса стал выдающимся произведением в обществоведении и до сих пор остается им. В «Капитале» в развернутой форме даны все существенные особенности классического марксизма. Этап 50-60-х годов - время созидания «Капитала» - стал этапом, противоположным периоду обобщения революций 1848 г. Если в 1848 году Марксу и Энгельсу казалось, что гибель капитализма уже стоит в повестке дня, то раскрытие логики капитала обнаружило, что капитализм есть сложный процесс самоотрицания. Маркс как бы по спирали возвращается к периоду раннего своего творчества. Ему становится ясно, что пролетарская революция - это не просто свержение буржуазии, а наступление новой эпохи свободы, когда не будет не только капитала, но и труда в его современной форме. Маркс стал чувствовать, что время это еще не пришло... последний период творчества К. Маркс и Ф. Энгельс придают своему учению завершенный вид. Социальная практика этого периода предоставила много материала для обобщения. Именно в это время сама жизнь продемонстрировала иллюзорность ненаучных форм коммунизма и социализма и, в первую очередь, прудонизма и бланкизма. Парижская Коммуна, резко выявившая грань между научным и ненаучным социализмом, сделала марксизм господствующей в среде рабочих теорией.

Марксу казалось очевидным то, что опровергло затем развитие экономики постиндустриального общества: при коммунизме богатства польются непрерывным потоком, поскольку централизованная экономика с обобществленными средствами производства способна обеспечить гораздо более высокую производительность труда, чем рыночная, конкурентная экономика, опирающаяся на частную собственность. Это — одна из основных ошибок учения Маркса о коммунизме.

Для предлагавшегося Марксом обоснования перехода от капитализма к коммунизму характерен своеобразный методологический дуализм. Наряду с телеологическим по своей природе диалектическим обоснованием, к которому Маркс относился с большим почтением, им использовалось также обычное каузальное обоснование. Такое смешение телеологии с причинностью снижало убедительность как телеологического, так и каузального обоснования. Линейно-стадиальная концепция истории Маркса напоминает по своей структуре архаический миф. Как указывает М. Элиаде, и космогонический, и посвятительский мифы обладают следующими чертами: они основываются на символическом возвращении к началу; это возвращение предполагает уничтожение всего прежде существовавшего мира: «для того чтобы нечто принципиально новое началось, остатки и руины старого цикла должны быть полностью разрушены»; переход от смерти к новому рождению связан с пересечением зоны хаоса как состояния, необходимо предшествующего творению и содержащего в себе все потенциальные составляющие нового бытия; новое рождение, как и новое начало жизни,— не просто повторение уже случившегося, а «доступ к новой модальности существования» и в частности «снятие работы Времени», «излечение человека от боли существования во Времени».