Смекни!
smekni.com

Развитие общества: классические и современные концепции (стр. 3 из 4)

Деятельность человека, с точки зрения Спенсера, его цели и намерения должны получить естественное обоснование в законах социальной эволюции. Это означает, что история не есть продукт сознательного творчества социальных групп и тем более отдельных личностей. Задача социологии состоит, стало быть, в том, чтобы изучать не отдельные исторические события, поскольку они уникальны или во всяком случае практически никогда неповторимы. Они имеют характер статистических регулярностей, свойственных человеческим поступкам. Поэтому социология должна изучать массовые явления, действие законов эволюции, совершающихся независимо от желаний и воли отдельных личностей.

Однако и сама эволюционная концепция развития общества претерпела весьма заметную эволюцию. В первой половине XIX в. она имеет отчетливо выраженную оптимистическую окраску и явно доминирует в обществознании. Из философии она проникает в литературу, искусство, пауку и знаменует собой веру в разум и способности человека. Во второй половине XIX в. назревающие противоречия в обществе ставят под сомнение возможности постепенного совершенствования человеческого общества на началах разума и справедливости. Аналогии его развития с миром живой природы уступают место пониманию глубокого различия между обществом и природой.

Разочарование в идеях социального развития в западной философии еще более усилилось в XX столетии, особенно на волне неудач российского эксперимента по революционному преобразованию общества. К этому добавились и глубокие потрясения от двух мировых войн, обнажившихся негативных последствий научно-технического прогресса. С глубокой озабоченностью наиболее известные философы и социологи и в настоящее время высказывают мысль о том, что общество скорее деградирует, чем развивается. Для этого достаточно познакомиться с работами таких корифеев социологической мысли, как Д. Белл, Р. Арон, Р. Даррендорф и др.

К чему же склоняются стрелки их социальных барометров? Р. Арон, один из крупнейших французских философов и социологов XX в., начинал также с более или менее оптимистических воззрений, полагая, что развитие общества наблюдается в сфере экономики и науки. Это такие виды человеческой деятельности, в которых, во-первых, возможен момент сохранения некоторых социальных институтов, во-вторых, результаты человеческой деятельности имеют тенденцию к накоплению. В этом смысле он считал первоначально реальным повышение темпов роста экономики и даже изменения ее структуры, но никак не прогресс в сфере производственных отношений и политики.

Однако в более поздней работе "Разочарование в прогрессе" Арон прямо заявляет о преобладании регресса. Анализируя проблему равенства в современном мире, Арон отмечает, что идея равенства, которую пропагандировали социологи XIX и XX вв., включая и марксистов, на деле оказалась утопической. Современный мир не решает проблемы классового неравенства и не свободен от социальных конфликтов ни в развитых, ни в отсталых странах.

Арон считает, что в отличие от прежних эпох в настоящее время наблюдается большее равенство в семье между мужем и женой, родителями и детьми. И это положительный момент современной социальной ситуации. Но в этой диалектике есть и оборотная сторона. Как только дети подрастают, они в большинстве случаев покидают семью и начинают жить самостоятельно, а это приводит к углублению разрыва между поколениями, что нарушает нормальное функционирование общества.

Не в лучшую сторону меняются и отношения между мужчинами и женщинами в смысле диалектики равенства и неравенства. Требуя не формального, а фактического равенства, женщины зачастую сами игнорируют естественные различия между полами. Они стремятся выполнять ту же работу, что и мужчины, сделать карьеру наравне с мужчинами и т.п. В конечном счете это приводит к деградации института семьи, депопуляции общества и другим аномалиям: росту отчуждения, одиночества, настроений неуверенности в будущем и т.п.

Оценивая тенденции к глобализации современного мира, Арон также настроен весьма пессимистически. Да, человечество живет ныне в едином историческом пространстве. Идея глобализма, унификации человечества прочно вошла в сознание людей благодаря технике, транспорту, новым средствам связи, массовой информации и т.п. Вместе с тем растет дезинтеграция общества. С расширением межгосударственных отношений ущемляются интересы и права отдельных народов. Не ослабевают рычаги национального и государственного эгоизма, экономического неравенства между развитыми и развивающимися или отсталыми народами. У многих усиливается ощущение того, что человечество катится вниз вместо того, чтобы развиваться по восходящей спирали. История, по мнению Арона, становится не только более драматичной, но и более иррациональной, непредсказуемой.


3. Цивилизационная концепция

Экономическое и социально-политическое развитие общества издавна протекает не только в определенной географической среде и климатических условиях, но и на конкретном культурном фоне. Складываясь вместе, эти факторы создают тот исторический и этнологический контекст, который накладывает глубокий отпечаток на развитие той или иной страны, регионов и даже целых континентов. Без исследования этого влияния понимание истории общества и закономерностей его развития было бы далеко не полным. Вот почему помимо марксистской формационной концепции общественного развития, конкурируя с ней, на протяжении XX столетия многими учеными и философами выдвигалась теория общественного развития, называемая цивилизационной. Ее наиболее ярким и серьезным представителем был английский историк и социолога. Тойнби (1889—1975).

Немецкий философ XX в. О. Шпенглер, под влиянием которого формировались взгляды Тойнби, суть этой концепции выразил следующим образом: "Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории... я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны... и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть". Марксистская модель поступательного развития общества путем смены формаций заменяется здесь моделью циклического развития отдельных локальных цивилизаций.

Прежде чем давать этой концепции какую-либо оценку, рассмотрим ее содержание по существу. Ответим прежде всего на вопрос: что Тойнби называет "цивилизацией"? "Цивилизации,— пишет он,— представляют собой... общества с более широкой протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы". И хотя ни одна цивилизация не охватывает все человечество, а преемственность в их развитии гораздо слабее, чем преемственность между фазами эволюции одной цивилизации, Тойнби считает именно эту структуру основным "атомом", на котором нужно фокусировать свое внимание историку.

Первоначально английский историк рассматривает 21 цивилизацию, затем выделяет 13 из них, не считая второстепенные, наконец, останавливается на пяти: западная христианская, православная христианская, исламская, дальневосточная, индуистская. Тойнби отвергает при этом как расовые теории, постулирующие различную "государственную" силу разных рас, так и действие благоприятных природных условий на возникновение цивилизаций. Природные условия, с его точки зрения, могут влиять па характер цивилизации, однако для успешного зарождения их необходимо появление так называемого вызова-стимула. В этом ключевом для концепции Тойнби понятии содержится значение динамического, прогрессирующего противоречия, являющегося залогом развития цивилизации и индивидумов, ее составляющих.

Тойнби выделяет несколько основных стимулов, которые дают толчок возникновению и развитию цивилизаций: 1) стимул бесплодной земли; 2) стимул повой земли; 3) стимул окружения, который может включать в себя: а) стимул удара (реакция на нападение); б) стимул давления (форпост); в) стимул ущемления (бедность, рабство, национальная дискриминация). Стимулы, как мы видим, могут быть природными или социальными. Отстаивая свою позицию, Тойнби анализирует различные цивилизации, находя их возникновению соответствующий стимул. Так, например, стимул новой земли, а точнее, его разновидность — стимул заморской миграции не только побуждает общество к образованию цивилизации, но и дает этому процессу новую основу. "Другой положительный эффект, возникающий в ходе испытания заморской миграцией, относится к области политической. Складывается принципиально новый тип политической системы — республика, в которой связывающий элемент — договор, а не родство".

Вместе с тем территориальную экспансию Тойнби не считает показателем ее развития. Скорее наоборот. Территориальное расширение, с его точки зрения, обычно сопровождается кровопролитными войнами и свидетельствует не о росте цивилизации, а о ее регрессе. Обычно стремление к захвату чужих территорий свидетельствует о том, что общество не справляется с внутренними противоречиями. "Общество,— пишет он,— переживающее упадок, стремится отодвинуть день и час своей кончины, направляя всю свою жизненную энергию на материальные проекты гигантского размаха, что есть не что иное, как стремление обмануть агонизирующее сознание, обреченное собственной некомпетентностью и судьбой на гибель".