Смекни!
smekni.com

Сущность и явление (стр. 2 из 3)

Рассмотрение многоразличности, всесторонности, индивидуальности свойств, качеств, связей самой данной вещи в себе, несмотря на всю его необходимость и важность, оказывается недостаточным, потому что эти многообразные индивидуальные связи вещи в себе с другими составляют некую систему и обусловлены всеобщей основой, сущностью, которая является вместе с тем объективным источником научного познания самих этих индивидуальных связей. Для постижения научной истины необходимо за этим многообразием связей и отношений открыть их единую основу, возводить единичное во всеобщее, бытие в сущность. «Задача науки, - подчеркивает Маркс - заключается в том, чтобы видимое, лишь выступающее в явлении движение свести к действительному внутреннему движению...»3, т. е. к сущности.

Сущность, поскольку непосредственно не совпадает с явлением не лежит на поверхности предмета, не дана в чувственном созерцании, скрыта от него и постижима только наукой, мышлением, ибо «если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня»4. Так, прибавочная стоимость, принимая различные формы, распадаясь на разные части, как бы скрывается за этими своими формами проявления, становится все более и более неузнаваемой. Она не выступает непосредственно в явлениях, а только путем научного анализа должна быть открыта как "скрытая мистерия". Буржуазная политэкономия в прибыли видела только прибыль и не смогла вследствие «недостаточной силы абстракции» открыть в ней прибавочную стоимость. Маркс же, развивая дальше научную абстракцию, «вылупил» («прибавочную стоимость из прибыли, показав, что последняя является лишь формой проявления своей сущности - прибавочной стоимости. Создание теории прибавочной стоимости Марксом было поистине величайшим переворотом внауке.

Поэтому, опираясь на данные практики и живого созерцания, познание должно восходить к сущности и за многообразием внешней кажимости явлений открывать их внутреннюю основу, их сущность.

Часто говорят так: сущность познается только абстрактным мышлением. Верно, конечно, что для познания сущности нужно восходить от чувственного созерцания к абстрактному мышлению, к теории. Так, в «Капитале» теоретическое воспроизведение предмета опирается на «монблан» фактов, на обработку колоссального количества эмпирического материала. Это значит, что как в индивидуальном познании, так и в истории познания эмпирическая стадия выступает как необходимая ступень, этап познания. Вместе с тем эта ступень - основа движения мысли от кажимости, явления, единичного к всеобщему, сущности и выражает собою первую половину пути воспроизведения конкретного: от эмпирического накопления отдельных, разрозненных фактов, к их теоретическому обобщению и открытию их внутренне необходимых связей, законов, сущности - таково содержание этого отрезка пути познания, что является, в свою очередь, основой дальнейшего восхождения.

Сущность есть процесс. В «Капитале» Маркс показывает, что капитал есть не что иное, как самовозрастающая, самодвижущаяся стоимость. Она хотя и сохраняет себя как сущность, свою общую природу как капитал, но в то же время развивается, модифицируется, обогащается. Стоимость как всеобщая сущность всякого товарного и товарно-капиталистического производства есть процесс восхождения, обогащения. Само это восхождение в определенных исторических условиях обеспечило превращение денег в капитал, т. е. превращение стоимости в самовозрастающую стоимость. Мы имеем перед собой ту антиномию, которую не решить никакими формальными средствами: стоимости могут отличаться по величине только, но сущность их одна - стоимость: одна денежная сумма может отличаться от другой только по величине, но сущность одна - деньги; абсолютная и относительная прибавочная стоимость отличаются друг от друга, но сущность одна – прибавочная стоимость. И не «с одной стороны и с другой стороны», а со всех сторон сущность одна.|

Выше было показано, что противоположности единства совпадают, равнодействуют. Однако это вовсе не означает дуализма сущности. Никакого дуализма сущности в действительном мире не существует. Совпадение, равнодействие противоположностей означает, что каждая из них есть по существу «просвечивание» себя в другом и даже полагание себя как другого. Значение истинной действительности заключается в сущности одной из них, другая - не имеет значения истинной действительности, поэтому объективная сущность, хотя и противоречива, заключает в себе противоположные тенденции, тем не менее, только одна из противоположностей представляет ее, в то время как другая противоположность подчиняется первой. Одна из них господствует над своей другой, подчиняет ее себе и для себя. Господствующая и подчиненная противоположности совпадают в том, что подчиненная должна быть подчиненной, чтобы могла господствовать господствующая, а последняя должна господствовать, чтобы могла быть подчиненной подчиненная. Таким образом, господство есть в одном и том же отношении подчинение, а последнее - господство. Следовательно, сущность одна, едина, есть одно и то же отношение, имеющее две стороны с противоположными тенденциями, в котором подчиненная сторона снимает себя в господствующей, является ее моментом, формой ее движения, способом ее господства.

В этом единстве явление, хотя и определяется сущностью, обусловлено ею как своей основой, но в свою очередь, как сказали, обогащает сущность богатством своего индивидуального, особенного, отдельного: сущность сберегает, содержит в себе богатство каждой отдельной формы своего проявления в снятом виде. Следовательно, сущность повторяется во множестве явлений, бытует в них, передается, переносится ими не без собственного изменения, а в преобразованном виде, в специфическом преломлении в каждой отдельной форме своего проявления.

2. Явление

Сущность является. Явление есть проявление сущности, есть сущность в своем существовании. Не являющейся сущности или сущности вне существования нет. Сказанное, разумеется, не означает, что познание в явлениях также всегда постигает сущность. Когда говорим: сущность всегда является, мы под этим подразумеваем то, что сущность не может существовать иначе, как в своих объективных явлениях, в своих объективных формах проявления. Не являющаяся сущность не есть сущность, а абсолютно пустая абстракция, подобно кантовской непознаваемой «вещи в себе». Что же касается познания сущности, то, хотя непознаваемой сущности нет, но поскольку познание есть временной и неисчерпаемый процесс, то и познание сущности есть временной процесс: одни сущности познаются на данном этапе, а другие, хотя и проявляют себя в своих объективных формах, но пока скрыты, не познаны и ждут своего познания. «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца»5. Постигающее мышление не должно смешивать эти разные вопросы. Их смешение было как раз одним из гносеологических источников различных разновидностей и идеализма, и агностицизма.

Являющаяся сущность есть непосредственность, есть существование. Все, что есть, существует. Если налицо все условия некоторой мыслимой вещи, то она вступает в существование. Сущность, достигшая непосредственности, есть ближайшим образом существование, а как неразличенное единство сущности с ее непосредственностью, она есть существующее или вещь6. Так, у Маркса процесс обращения капитала есть явление, а его кругооборот есть непосредственность капитала, есть его существование, Поэтому Маркс анализ процесса обращения капитала начинает с «метаморфоз капитала и их кругооборота», т. е. с существования капитала. Хотя исследование процесса производства сущности - капитала теперь и пройденный этап восхождения (Маркс во II томе специально не возвращается к нему), но оно составляет основу дальнейшего изучения движения капитала, без которого нельзя понять ни существования, ни явления капитала. Иными словами, опираясь на исследование процесса сущности, рассмотренного в чистом виде, теперь, на достигнутом этапе исследования, Маркс, также вчистом виде, исследует процесс явления, - конкретные формы проявления капитала в сфере обращения. Теперь предмет исследования есть явление - обращение капитала.

Кругооборот капитала есть непосредственность, принимающая денежную, производительную и товарную формы, содержанием которых, так или иначе, является опять-таки капитал и в которых последний не просто пребывает, а функционирует, обогащается, сохраняя свою природу. Капитал в своем функционировании проходит ряд последовательных стадий. Так, денежный капитал проходит следующие стадии: Д-Т... П... Т1 - Д1. Рассмотрев в чистом виде существование - кругооборот денежного, производительного и товарного капиталов, как три самостоятельные функциональные формы, Маркс затем переходит к анализу явления-оборота капитала. Анализ же показывает, что в действительности имеет место не отдельный акт кругооборота, а процесс прерывно-непрерывного возобновления кругооборота. Кругооборот капитала, определяемый не как отдельный акт, а как периодический процесс, снова и снова повторяющийся через определенные промежутки времени, есть оборот капитала. Непосредственность кругооборота капитала снимает себя в опосредствовании, поскольку речь идет уже не об отдельном акте кругооборота, а о периодическом процессе - обороте, который, в свою очередь, снимает себя в анализе воспроизводства и обращения всего общественного капитала.