Смекни!
smekni.com

Образ "Я" и проблемы идентификации (стр. 3 из 3)

Если личностная интеграция на основе целостного Я-образования достигает высокого уровня, то личность способна к самоориентации. Сравнение актуального поведения с образом-Я есть необходимое условие внутреннего индивидуального контроля собственного поведения. Такое постоянное сравнение ведет к непрерывному изменению стиля и способов поведения человека. Когда в «образе-Я» личностные устремления и социальные оценки не совпадают, когда начинает разрушаться целостность «Я», включаются механизмы психологической защиты.


Заключение

В последние пятнадцать—двадцать лет феномен психологической защиты истолковывается более обобщенно и широко как специфическое преобразование системы психологических установок, которое направлено на нейтрализацию тягостных для личности эмоциональных напряжений. Психологическая защита имеет непосредственное отношение к нравственной стороне сознания личности, так как предохраняет ее от потери самоуважения, распада образа-Я в условиях интрапсихического конфликта.

Психологическая защита теснейшим образом связана со способностью человека к самоизменению на основе «образа-Я». Как и всякое личностное образование, психологическая защита, с одной стороны, имеет природные предпосылки, с другой — представляет собой результат воспитания.

Психологическую защиту нельзя рассматривать как исключительно негативный фактор, ведущий к искажению воспринимаемой информации, нежелательной для личности. Психологическая защита как механизм преобразования личностных установок является той основой, которая порождает новое индивидуальное отношение к обстоятельствам. Активность психологической защиты проявляется прежде всего в «расширении» индивидуального сознания, «образа-Я», когда происходит синтез сугубо личного и общечеловеческого опыта. Психологическая защита — это механизм «Я-образования», посредством которого личность либо уходит от возникающих перед ней жизненных проблем, либо трансформирует их в некое «разрешающее» знание и действие, когда происходит преодоление границ индивидуального опыта и начинается процесс самоизменения и самотворчества, активный диалог с тем, что ее окружает.

Таким образом, Я-образование есть сложная структура отношения человека к самому себе, в рамках которого постоянно происходит изменение человеческих ценностей и смыслов на основе интерпретации и самоинтепретации. В этом смысле человека можно определить как существо, обреченное на интерпретацию — непрямое, личностно опосредованное восприятие действительности в целом, и себя самого — в частности. Интерпретацию в данном случает нельзя понимать исключительно как свойство интеллекта. Она имеет глубокие бытийственные основания, заключающиеся в том, что бытие человека становится подлинным лишь будучи осмысленным.


Список используемых источников

1. Моторина Л.Е. Философская антропология: Учеб. пособие для вузов/ Л.Е. Моторина. – М.: Высш. шк., 2003г.

2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., - М. – Харьков – Минск. 1997г.

3. Резвецкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984г.

4. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993г.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990г.

6. Бубер М. Я и Ты. М., 1993г.

7. Феномен человека: Антология. М., 1993г.

8. Бубер М. Проблема человека. М., 1992г.