Смекни!
smekni.com

Философия в исламе и мусульманские философы (стр. 2 из 2)

Философия Киндий сконцентрирована на нижеследующем:

Познание может быть через разум и ощущения (при помощи пяти органов чувств), а также посредством фантазии, что в свою очередь является серединной ступенью между разумом (интеллектом) и чувством. Что касается пророчества, то это человеческая необходимость в познании и руководстве.

Числа (цифры), как они есть, предельно; цепочка же чисел у нас бесконечна, т.к. мы имеем возможность прибавить или удвоить эти числа бесконечно. Исчисляемые же предельны, потому что тела материальны, а материя сотворена.

Любая материя изначально предельна в месте и времени. Тело, материя часть природы, природа – движущееся существо (подвержено движению) и зависит от причинности. Ведь материя не существует без причинно. То, что имеет причину не может быть безначальным (вечным). Мир имеет форму, постоянная единая форма мира – форма круга, а значит мир имеет предел с точки зрения места, что есть сравнение движения и происходящего явления. Это значит, что мир, движение, время предельны и произошедши.

Ал-Фараби. Полное имя Абу Наср Мухаммад б. Мухаммад б. Тарафон ал-Фарабий из Хоросана. Преезжал в крупные исламские столицы. Некоторое время проживал в Дамаске. Философию изучал в Багдаде и Харране[18]. Фараби получил прозвище «Философом мусульман» и «Вторым учителем», с учётом того, что «Первым учителем» был Аристотель. Услышав удар о дерево он написал «Большая книга музыки». Кроме того, он автор большого количества трудов, таких как «Трактат о разуме», где исследуются учения Аристотеля; «Книга о частях знания», здесь описывается пять видов знания. «Книга согласия между мнением двух мудрецов» Платона и Аристотеля, где идёт попытка отрицания разногласий между этими философами. Т.к. оба они мудрецы, вожди, яркие личности философии и нельзя представить между ними разногласий.

Общество чистых братьев. Общество, отвергающее громкие высказывания от своего имени, но провозглашают то, что их целью является благо религии, мирского пребывания и следование учёным (мудрецам). Их учение заключается в обращении на все дисциплины природы, математики и теологии. Также они не науки и учения. Их учения схожи с му‘тазилитским, особенно в соглашении между наукой и религией, и гармонизации между шариатом и греческой философией.

Это общество выпустило несколько философских трудов, количество которых достигло 51. Известнейшие авторы тех трактатов Макдисий, Занджаний, Мехрджаний, ‘Урфий, Зайд б. Рифа‘а, из биографии которых известно, что они занимались и наукой и материальностями (материальными благами). Они говорили, что на том свете спастись можно будет не только поклонением и послушанием, но и изучением наук и познанием.

Ибн Сина. Его знаменитость распространилась в средних веках на Западе и Востоке, особенно в медицине и философии. Занимал много должностей при Саманидах в Бухаре. Он шел по следам Фараби в исследовании логики, добавил в его исследования в теологии. Комментировал теологию Аристотеля, старался, по мере возможности согласовывал между философией и теологией Ислама. Он принимал разум как единственный источник верного пути, приносящего пользу человечеству.

Его известнейшие труды «Книга лечения», которая считается крупнейшей философской энциклопедией, где разделил философию на логику, природу и теологию. Эта книга была переведена на латынь и другие европейские языки. Также до нас дошла книга краткого изложения Авиценны, под названием «Спасение». Его перу принадлежит книга «Знаки», где говориться о неоплатонизме.

Ибн Баджа. Андалусский философ XIII века, выдающийся культуролог. Он автор многих трудов в разных областях науки, в том числе и философии. Изучал все греческие науки, книги Фарабий, Газалий, Ибн Сины.

Из всех трудов по философии его осталось только книг «Естественная гармония», как комментарий к книге Аристотеля и «Прощальный трактат», который вобрал в себя многие философские мнения и «Трактат ведения отшельничества», что была переведена на латынь.

Ибн Туфайль. Один из трёх философов Андалусии: Ибн Баджа, Ибн Туфайль и Ибн Рушд.

Он не был суфием, аскетом по жизни, не призывал к определённому мнению, не являлся атеистом, он был учёным теоретиком. Писал для отдельных людей, не для масс. Объективно исследовал согласие между верой и разумом. Он был уверен, что сам разум, и знание, экспромт и проницательность – это единственный путь достижения истинны.

Единственная книга, которая относиться к его перу «Хайй б. Якызан» - в одно и тоже время это книга философская, художественная, религиозная, душевная и воспитательного характера. В ней он говорит, что через наблюдения, аскетизм, размышления и проницательность, человек может дойти до познания существования Бога.

Ибн Туфайль отдаёт предпочтение человеку, дошедшего до вероисповедания путём познания, чем тому, кто верит по наставлению. А религиозная этика это свобода мышления в [целях] достижения истинны. В данном труде он призывает к любви, добру, связи, красоте и вере к Богу.

Ибн Рушд. Это великий философ средних веков. Он ученик Ибн Туфайля, характеризуется как крупный комментатор философии Аристотеля. Достаточно сказать, что Ибн Рушд придерживался свободомыслия и призывал к этому всех. Даже европейцы признали его как «всегда свободомыслящий». Он придерживался мыслей Аристотеля о том, что общий разум вечен, допускает отделения от тела. Ибн Рушд отвергал бесконечность и воскресение.

Из всего можно сделать вывод, что философия – наука, которая зародилась в Древней Греции, до Европейского ренессанса изучена арабами мусульманами и стала основой в возникновении философии Ислама.


[1] Гегель. Философия религии. Пер. с нем. М.И. Левиной. М.: «Мысль», 1976, - Т.1., - С.220.

[2] Абдурахман б. Халдун. Мукаддимату Ибни Халдун. Каир.: «Дару-л-фаджри ли-т-турос», 2004. – с.607. (Дальше: Мукаддима).

[3] А.П.Казибердов, С.А.Муталибов. Абу Наср ал-Фараби, исследования и переводы. Т.: «Фан», 1986. – с.150. (Дальше: Фараби).

[4] Фараби. – с.182.

[5] Фараби. – с.147.

[6] Д-р Али Ахмад. Тариху фикри-л-‘арабий аль-исламий. Дамаск.: «Ар-рауда», 1997. – с.74. (Дальше: Али Ахмад).

[7] Фараби. – с.148.

[8] Мукаддима. – с.519.

[9] Мукаддима. – с.563-564; Али Ахмад. – с.74.

[10] Али Ахмад. – с.75.

[11] Мукаддима. – с.518.

[12] Али Ахмад. – с.76.

[13] Под ред. К. Каюмова. Западная философия (на узб. яз.). Т.: «Шарк», 2004. – с.238.

[14] Али Ахмад. – с.79.

[15] Мукаддима. – с.593.

[16] Али Ахмад. – с.79.

[17] Мукаддима. – с.593.

[18] Фараби. с. – 147.