Смекни!
smekni.com

Чему нас может научить йога? (стр. 2 из 2)

Яма, Нияма, Асаны и Пранаяма, помогают человеку в сомосовершенствовании тела и духа. Благодаря этим четырем ступеням, человек становится готовыми ко второму этапу практики йоги: знакомству со своими эмоциаональным фоном, со своим характером, мыслями и переживаниями, позволяет достичь высшего состояния сознания.

Второй этап начинается с Пратьяхары – концентрация на самом себе, отвлечение от окружающего мира. Пратьяхара позволяет сфокусироваться на волнующей человека проблеме объективно посмотреть на свои действия и поступки, присмотреться к самому себе, что так же помогает избавиться от лишних мыслей мешающих личностному росту. Пратьяхара является подготовительным этапом для овладения Дхараном.

Дхарана – концентрация на каком-либо ментальном объекте, будь то энергетический центр в теле, звук, образ божества или какой либо цвет. Дхарана позволяет человеку овладеть собственным разумом, замедлить мышление и освободиться от блуждающих мыслей, которые мешают сосредоточиться. В пратьяхаре мы наблюдаем самих себя, а в дхаране фокусируем внимание на одной точке.

Дхьяна - медитация или созерцание. Дхьяну часто путают с Дхараной. Да, они действительно похожи, но между ними есть очень тонкое различие: в то время как дхарана предполагает однонаправленное внимание, дхьяна – это состояние осознанности, при котором фокус как таковой отсутствует. На этой стадии ум уже успокоен Дхараной и в своей безмятежности не рождает мыслей.

Самадхи – заключительный этап, который предпологает достижение особого состояния сознания, Патанджали описывает Самадхи как состояние блаженства. Человек выходит за границы собственного я, происходит единение человеческой души с окружающим миром,

йога философия индуизм эзотерический

Девять препятствий на пути йоги

Девять препятствий, описанных Патанджали, это болезнь, апатия, сомнения, поспешность или нетерпение, вялость или утомление, рассеянность, невежество или гордыня, неспособность сделать новый шаг и потеря уверенности. Они проявляются в виде таких симптомов, как жалость к самому себе, негативизм, физические проблемы и нарушение дыхания.

Въядхи (болезнь) – затуманивает сознание, мешает сосредоточтиться, и что бы продолжать практиковать йогу, человеку необходимо поправить свое здоровье.

Стьяна (тяжесть и апатия) - может быть вызвана перееданием, неправильным питанием, холодом или самой природой ума.

Саншая (сомнение) - постоянное ощущение неуверенности, мешает прогрессу в йоге.

Прамада (поспешность) – мы делаем что-то думая, что торопясь мы продвигаемся вперед, но из-за прамады мы все дальше отдаляемся от поставленной цели.

Аласья (вялость, утомленность) - проявляется в таких мыслях, как: «Наверное это мне не по силам». Это недостаток энтузиазма, который может свести на нет все практики йоги, и вызванные ими в человеке изменения.

Авирати (рассеянность) – возникает, когда наши чувства берут вверх над разумом, выбивая нас из колеи жизни, и уводя наше сознание в неверном направлении.

Бхрантидаршана (невежество и гордыня) – это самая большая опасность из всех выше перечисленных. Бхрантидаршана посещает тех, кто вообразил, что увидел все, что можно было увидеть, и знает все, что можно знать. Бхрантидаршана – это иллюзия вершины к которой стремится человек, она заставляет человека уверовать в ложною истину и отречься от начатых дел.

Алабдхабхумикатва – это следующий шаг после Бхрантидаршаны. Человек раскрывший иллюзию, которая давала ему уверенность в том, что он добился успеха, видит, что осталось еще очень много сделать, теряет веру в себя, разочаровывается и поддается переменам настроения.

Анавастхитатвани - если вы осознаете, что питали иллюзии, и начинаете смотреть в лицо реальности, то для вас существует, к сожалению, большая вероятность показаться себе меньше и ничтожнее, чем вы есть на самом деле. А это приводит к потере уверенности в себе к последнему препятствию, описываемому Патанджали [4].

Подводя черту, хотелось бы уточнить, что Патанджали описывая опасности и сложности в познании йоги, говорил, что не все они должны быть именно в этом порядке, и не обязательно все из нас столкнутся со всеми из них. Патанджали, показал людям, что на каком бы этапе йоги человек не находился, он не должен считать, что это конец пути и предел совершенства, он должен идти дальше и верить, что с каждым днем он немного лучше чем вчера.

Заключение

Йога – это то немногое, что осталось нам от древних цивилизаций, покрытое пылью веков, знание, которое никогда недолжно исчезнуть. Йога учит нас быть в гармонии с миром и с самим собой, дает нам то душевное спокойствие, которого нам так не хватает, в современном обществе. Хотя практика йоги и строго индивидуальна, она способствует эволюционному развитию не только отдельных людей, но и целых коллективов. Это особенно актуально сейчас, когда большие массы людей тянутся к духовности, к развитию самосознания. Современные условия — возвращение человеку его прав, открытость и гуманизация общества — упрощает, способствует внедрению принципов йоги в образ жизни каждого человека. Йога открыта для всех. Каждый может взять из нее столько, сколько сможет. Йога – это не внешний опыт. Это нечто такое, что мы ощущаем внутри себя, в самой глубине своего естества.

Используемая литература

1. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - XVI, 731с. - (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).

2. Knut A. (Editor) Jacobsen Theory And Practice of Yoga: Essays in Honour of Gerald James Larson. — Brill Academic Publishers, 2005. — ISBN 9004147578 (Studies in the History of Religions, 110)

3. Коэльо Паоло, Дневник мага. – М.: Издательство Астрель, 2010.- 288с.

4. Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия: учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Университетская книга; Логос, 2007. - 432 с.