Смекни!
smekni.com

Древняя философия (IV в до н.э.) (стр. 2 из 3)

Идеальное государство Платона разделено на три сословия - правители, стражи, земледельцы и ремесленники — в соответствии с тремя частями души — разумной, страстной и вожделеющей. Каждому сословию соответствует своя добродетель (мудрость, мужество и воздержанность). Эти добродетели в сочетании образуют высшую добродетель — справедливость, выполнение каждым соответствующей ему в государстве функции. Частнособственнические чувства стражей устраняются путем лишения их собственности.

Платон утверждал, что бог создал людей трех сортов: лучшие сделаны из золота; менее совершенные - из серебра; еще менее совершенные — из меди и железа. Сделанные из золота пригодны для того, чтобы стать правителями, сделанные из серебра, становятся стражами, остальные ~ должны заниматься физическим трудом. Платон считал, что через два поколения можно создать веру в этот миф.

Заслуживает внимания теория бессмертия. Платон утверждал, что для людей и после смерти существует нечто, и при этом нечто гораздо лучшее для людей хороших, чем для людей дурных. В пользу бессмертия души он приводит несколько аргументов.

Во-первых, если все имеет свою противоположность и рождается из противоположного, а жизнь и смерть являются противоположностями, то, следовательно, одна должна порождать другую. Отсюда следует, что души умерших существуют где-то, чтобы в свое время вернуться обратно на землю.

Во-вторых, знание является воспоминанием, поэтому способность познавать сущности доказывает существование души до жизни. Мир в целом наделен душой. Он имеет форму шара, ибо подобное прекраснее неподобного, а только шар подобен себе повсюду. Мир вращается, поскольку круговое движение самое совершенное. Бог создал мир из четырех стихий - огня, воздуха, воды и земли, причем пропорции между стихиями неизменны. Благодаря пропорциональности мир гармоничен.

2. Философия эллинистического мира

(Переход от начала македонского господства до Римской империи (III-I в. в. до н. э.)). Это была неспокойная эпоха завоевательных походов, дворцовых переворотов, столкновений между армиями. Люди стали поклоняться богине Фортуне, верить в астрологию. Философия стала философствовать о том, как прожить в беспорядочном мире, как умом внести в него смысл. В этот период основывается ряд школ киников, скептиков, стоиков Киники. Славу на века обрел Диоген из Синопа (III в. до н. э.), решивший жить, как собака («киники — от греч. «собака»). Диоген заявлял о своем братстве со всем человеческим родом и с животными. Он убеждал окружающих, чтобы они были безразличны к любым благам, дарованным Фортуной и что только тогда, они освободятся от страха. Утверждал, что всякий штамп ложен и фальшив - полководца и царя, чести и мудрости, счастья и богатства и что Прометей был справедливо наказан за то, что принес человеку искусства и искусственность современной жизни.

Скептики. Основатель — Пиррон (IV-III в. в. до н. э.). Скептицизм отрицал истинность любого познания. «Удержаться от суждения» (эпохе) — основной тезис. Пиррон, увидевший мир в войске Александра Македонского, утверждал, что никогда не может быть достаточного основания для того, чтобы предпочитать один порядок другому. Исходя из принципа «ничего не утверждать», подкрепленного десятью тезисами-тропами, скептики отвергли любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства.

Только тогда, когда люди воздержатся от всяких суждений о вещах, они достигнут настоящего счастья — Атараксия (устойчивого и невозмутимого покоя). Именно в этом скептики и видели высшую ступень возможного блаженства, а это значит, что хотя они во многом критически постигают реальную проблематику сложности развития познания, их определяющей чертой является состояние безнадежности и отказа, ведущее к агностицизму.

Стоицизм. Полная история стоицизма простирается от Зенона (333-262 до н.э.) до Марка Аврелия (121-180 г. до н. э.). Диоген Лаэртский сообщает, что Зенон, видимо, первый провозгласил в трактате «О человеческой природе», что основная цель человека — «жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью». Учил своих последователей в Афинах, в стое-портике, расписанном фресками» (стоицизм). Главным божеством для стоиков был Сократ — с его хладнокровием во время суда, с его отказом от бегства, с его спокойствием перед лицом смерти, с его утверждением, что несправедливость больше вредит не жертве, а тому, кто ее совершает.

В онтологии стоики признавали два основных принципа: материальный принцип, который считался основой, и духовный принцип — логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи.

Основой познания, согласно их взглядам, выступает чувственное восприятие, которое вызывается конкретными единичными вещами. Центром и носителем познания является душа которая разумна и связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума.

Интересна стоическая этика. Единственное благо, по их представлениям, -добродетель, и поскольку она заключается в воле, все зависит от самого человека. Мудрец — хозяин своей судьбы, ибо внешнее бессильно лишить его добродетели. Стоики признавали, четыре основные добродетели: разумность, граничащую с силой воли, умеренность, справедливость и доблесть. Этика стоиков — отражение бед и тягот, которые были вынуждены переносить их современники, а потому эта этика «сознательного отказа», сознательного смирения с судьбой. Она отводит внимание от внешнего мира, от общества к внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти главную и единственную опору.

Вообще, древнюю философию (в особенности греческую целесообразно изучать с точки зрения того, как выдвинутые ею взгляды, догадки, гипотезы повлияли на последующее развитие философии).

3. Философия Индии

Философия древней Индии, Философия Веданты.

Веды — сборник священных песен, гимнов и заклинаний. Философия веданты изложены в упанишадах — комментариях к ведам, которые завершают ведическую литературу.

Господствующее место в упанишадах занимает новое истолкование явлений мира, первоосновой бытия выступает универсальный принцип - Брахма (безличное сущее), отождествляемое с духовной сущностью индивида - Атман. Атману и Брахме тождественен Пуруша - высшая душа, частью которой является индивидуальная душа. Всем им тождественен - Тат - невыразимое высшее блаженство.

Пуруша - первосущество, из частей тела которого возникли земля, небо, солнце, луна, растения и животные, люди и социальные сословия.

Неотделимой частью упанишад является концепция круговорота жизни (самсара) и тесно с нею связанный закон воздаяния (карма). Человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Закон кармы детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний, предшествующих жизней. Кто жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман (священнослужитель, монах), кшатрии (воин, представитель пленной власти) или как вайшья (земледелец, ремесленник или торговец) и наоборот, как член низшего сословия, либо же его атман попадет в телесное хранилище животного.

Из множества школ всеиндийское значение имели также учения джайнизма и буддизма.

Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм, которые имеют в основе два фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, которые она приобрела, будучи совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. И лишь когда человек постепенно избавится от злых и добрых карм, произойдет и его освобождение от пут самсары. Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Бог не рассматривается как бог-творец, или как бог, который вмешивается в человеческие дела.

Буддизм — учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (583-483 г. до н. э.). Центром учения являются четыре благородные истины. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятными явлениями, невозможность достичь желаемого — ведут к страданию. Причиной страдания является Жажда (тршна), ведущая через радости и страсти к перерождению (претензии на исключительность и овладение всеми благами), рождению вновь. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды. Путем, ведущим к устранению страданий, является благой восьмеричный путь, который заключается в следующем: правильное суждение, решение, правильная речь и сосредоточение. Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания. Правильное решение понимается как решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная речь характеризуется как бесхитростная, правдивая, дружественная и точная. Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности -знаменитых буддийских пяти заповедей (панчашила), которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это такие принципы: не вредить живым существам, не брать чужого (чужой собственности), воздержаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться спиртными напитками.

Таким образом, высшая степень совершенства человека состоит в том, чтобы не только самому приходить к Нирване, но и других приводить к ней, не только себя спасать, но и всех. Универсальный характер буддийской морали выражается в особом присущем буддизму элементе безграничного милосердия ко всему существующему.

В средневековой Индии обнаруживаются и материалистические тенденции, в частности, учение Локаята (учение, «направленное на этот мир»), основателем которого был Чарвака. Согласно локаятикам, человек состоит из четырех элементов - земли, воды, огня и воздуха. Соединяясь, они образуют тело, органы чувств и на основе возникает духовное начало. Поскольку в человеке нет ничего, что пережило бы его смерть, локаятики говорили о необходимости пользоваться всеми благами реальной жизни, о том, что приятные стороны жизни могут уравниваться злом и страдания. Они выступали против кастовой системы, критиковали ритуальную практику жрецов и авторитет священных текстов. Деятельность локаятиков оказала влияние на некоторые идеалистические системы (санкхья, вайшешика), на поздние буддийские школы.