Смекни!
smekni.com

Восприятие социальной стратификации в Эстонии (стр. 2 из 4)

Респондентам было предложено оценить, какой тип наиболее точно, по их мнению, отображает социальное расслоение (а) современного (на момент опроса) общества, и какой (б) был бы для Эстонии наилучшим, т.е. ближе всего к их представлению об идеальном обществе. При исследовании зависимости представлений об эстонском обществе от этнической принадлежности и социального положения к элитарным отнесены общества типов A и B, к эгалитарным - D и E. Из характеристик социального положения наибольший интерес для данного анализа представляют субъективный социальный статус и последствия социальной трансформации для данного конкретного индивида - самооценки успешности. Оценка своего социального положения осуществлена на шкале от 1 (низшая ступень иерархии) до 10 (высшая). Респонденты, отметившие цифры от 1 до 4, отнесены в рамках данного анализа к низкому социальному статусу, от 5 до 6 - к среднему, а от 7 до 10 - к высокому. При измерении самостр. 41 оценки последствий социальной трансформации для конкретного индивида наряду с категориями "выиграл", "проиграл" были введены варианты "ни то, ни другое" (к ним мы причислили и тех, кто затруднился ответить на этот вопрос), а также "молодые" - респонденты, которые в силу возраста не имели соответствующего индивидуального опыта (т.е. все, кто к началу 2005 г. был младше 30 лет). Учтено также объективное социально-экономическое положение (образование, профессиональный статус, доход) опрошенных. Для обозначения образования используется трехбалльная шкала: (1) основное или ниже, (2) среднее, (3) высшее. Профессиональный статус на момент опроса измеряется по четырехбалльной шкале: (1) высшие белые воротнички (в соответствии с Международной стандартной классификацией профессий МСКП-88 - ISC088: руководители и специалисты высшей квалификации), (2) низшие белые воротнички (специалисты средней квалификации, служащие, работники сферы обслуживания), (3) рабочие и (4) неработающие. Исходя из получаемого на члена семьи дохода, опрошенные были разделены на 4 группы: (1) те, чей доход ниже среднего, (2) те, у кого - средний, и (3) те, чей доход выше среднего по Эстонии, а также (4) все, кто отказался или не сумел ответить на этот вопрос. Представления этнических групп об эстонском обществе Как следует из анализа (см. табл. 1), для 68% и эстонцев, и русских эстонское общество представляется очень элитарным, т.е. соответствующим, по их мнению, моделям А и В. Относительно немногие считают, что социальное расслоение в Эстонии выглядит скорее эгалитарным (D или E). Что касается представлений об идеальном обществе, около трех четвертей как эстонцев, так и русских считают, что общество должно быть эгалитарным: и те и другие отдали предпочтение типам D и E. Правда, при этом тип E поддерживает почти треть эстонцев и лишь каждый пятый русский. Сторонниками элитарных моделей оказались лишь 7% эстонцев и 8% русских.

Таким образом эстонское общество образца первого десятилетия нынешнего столетия представлялось современникам вовсе не таким, каким они хотели бы его видеть. Большинство жителей Эстонии является сторонниками эгалитарной структуры общества, преобладающая же оценка современного общества как элитарного свидетельствует о критическом отношении к сложившейся модели дифференциации. Направленность оценок эстонцев и русских очень схожа в части как настоящего, так и идеала. Более того, в обеих этнических группах практически в равной мере (среди эстонцев 51%, русских - 48%) представлены критически настроенные люди, в мнениях которых сочетаются эти две доминирующие в обществе точки зрения (эстонское общество элитарно, а должно было бы быть эгалитарным). Социальные изменения в период трансформации не привели к формированию легитимной модели расслоения. Оценки явно не укладываются в схему, предложенную в западной литературе: якобы представление о том, "как должно быть" формируется исходя из того, "как оно есть в действительности". Для уточнения характера влияния этничности и самооценок успешности на представления об обществе используется также логистическая регрессия (см. табл. 2). В каждом из столбцов представлены результаты анализа нескольких моделей логистической регрессии, характеризующие вероятность того, что индивид будет: считать эстонское общество элитарным (столбец а); что наилучшей для эстонского общества была бы эгалитарная модель (столбец b); критически относиться к устройству современного общества, предпочитая видеть его эгалитарным, но воспринимая его как элитарное (столбец с). Так, представленный в столбце (а) результат модели 1 согласуется с результатом, представленным в таблице 1: среди русских и среди эстонцев в равной мере одинакова вероятность встретить тех, кто воспринимает стр. 42 Таблица 1 Распределение представлений русских и эстонцев о современной и идеальной моделях эстонского общества (%) Этническая Модели эстонского общества группа Общество A B C D E Затрудняюсь ответить Русские Современное 44 24 19 6 3 4 Идеальное 0 8 15 50 22 5 Эстонцы Современное 36 32 16 11 2 3 Идеальное 1 6 13 44 31 5 эстонское общество элитарным. Модель 2 явствует, что, как и следовало ожидать, представления о современном эстонском обществе различаются в зависимости от субъективного социального статуса, а также от самооценки последствий трансформации для себя лично: среди менее успешных больше, чем среди более успешных, вероятность найти людей, которым эстонское общество видится элитарным. Однако в рамках любой из этих групп представления об эстонском обществе у эстонцев и русских будут схожи (как это обнаружилось ранее и на уровне этнических групп в целом). Более того, указанный выше вывод не изменится, даже если принять во внимание объективные критерии социально-экономического положения (уровень доходов домохозяйства, профессиональный статус индивида, уровень его образования - модель 3): представления о современном эстонском обществе различаются у людей, по-разному оценивающих собственную успешность (даже если судя по "объективным" параметрам их социальное положение схоже), но в рамках этих "и объективно, и субъективно равных" групп этничность на представлениях об элитарности общества никак не сказывается. Из анализа следует также, что равно как и в случае представлений об элитарности современного общества, этничность не оказывает значимого влияния на представления о том, должно ли было бы эстонское общество быть эгалитарным (столбец b, модели 1, 2, 3). Своеобразие русских культурных корней не сказывается на предпочтениях моделей общества. Влияют же на предпочтения скорее личные социальнотрансформационные "корни" - самооценка успешности личного опыта трансформации (модели 2, 3). Субъективный социальный статус не оказывает значимого влияния на предпочтение идеальной модели, хотя и влияет на представление об элитарности существующего общества (см. столбец а, модели 2, 3). Критичность по отношению к нынешней модели эстонского общества как недостаточно эгалитарной, также не является прерогативой какой-либо из этнических групп (см. столбец с, модели 1, 2, 3). Зато обнаруживается, что низкий социальный статус способствует более критичному восприятию общества и в случае, когда учтено влияние других составляющих социального положения. Из приведенных данных еще не следует однозначно, что этничность в формировании представлений об эстонском обществе совершенно не при чем. Не исключена возможность, что в рамках каждой из этнических групп представления об обществе по-разному стыкуются с социальным статусом. Проверим эту возможность.

Анализ подтверждает предположение о неодинаковости механизмов формирования представлений этнических групп об обществе (см. табл. 3). Так, в случае идеальной модели у эстонцев практически не обнаруживается зависимости ее предпочтения от социального положения, в то время как у русских таковая зависимость налицо, особенно в случае победителей/проигравших. При этом распределение предпочтений и у проигравших, и у победителей совершенно неожиданное: эгалитарным предпочли бы видеть общество лишь 44% проигравших, в то время как среди победителей таковых уже 92%. Возможно, что именно среди проигравших, а также и среди других стр. 43 Таблица 2 Принадлежность к этнической группе и самооценки успешности как факторы представлений об эстонском обществе (результаты логистической регрессииa, N = 938) Представление об эстонском обществе Социальные группы (a) элитарное (b) идеал - эгалитарное (c) элитарное, идеал же - эгалитарное МОДЕЛЬ 1b - эстонцы (референтная группа) - русские 0, 97 0, 83 0, 87 R2 0, 00 0, 00 0, 00 МОДЕЛЬ 2c - эстонцы (референтная группа) - русские 0, 90 0, 86 0, 83 Субъективный статус - низкий (референтная группа) - средний 0, 65** 1, 24 0, 84 - высокий 0, 52** 1, 18 0, 57**