Смекни!
smekni.com

Периодизация общественно-исторического развития (стр. 2 из 2)

Многообразие взаимодействующих друг с другом феноменов сознания, его различных структур, уровней и состояний образует специфическое качество человеческой жизни – пространство социальных субъективный реалий, мир ее духовности.

3. Экономическая, социальная и политическая подсистемы общества

Существует множество мнений относительно общества. Ноникто не отрицает, что общество есть сложное образование. Оно, например, включает материальное производство, государство, духовную жизнь. Также его составляющими являются семья, коллективы, нации, классы. Выяснение элементов общества можно продолжать, но важно заметить, что все элементы общества находятся во взаимосвязи.В любом случае общество – это целостная система, которую можно изучать с различных сторон. Ее подсистемами являются: экономическая, социальная и политическая.

Экономическая подсистема. Экономика определяет степень адаптации общества к окружающей физической среде, степень выживания людей. Первичным является обеспечение людей пищей и жильем. Технология в таком случае - это социально организованный способ активного воздействия на объекты физической природной среды с целью удовлетворения желаний и потребностей. Экономическая подсистема служит для включения технологических процедур в социальную подсистему, а также для контроля за ними в интересах общества. Важным (интегрирующим) элементом здесь являются институты собственности, договорных отношений и регулирования условий занятости. Это предполагает управление со стороны государства.

Экономика стремится ослабить влияние политической подсистемы и системы поддержания ценностных (этнокультурных) образцов.

Социальная подсистема. Люди взаимодействуют друг с другом, и, хотя процесс социальных отношений связан с личностными характеристиками взаимодействующих индивидов и с этническими образцами (стереотипами поведения), он образует социальную подсистему. При ее анализе на первый план выступает процесс интеграции (солидарности), столь необходимый социальным отношениям из-за внутренней расположенности к конфликту и дезорганизации.

Социальная подсистема - это система отношений индивидов. Ядром общества как системы является структурированный (особо организованный) нормативный порядок. С его помощью организуется коллективная жизнь людей.

Единый коллектив, деятельность которого основана на подчиненности структурированному нормативному порядку, а также некоторому набору статусов, прав, обязанностей его членов, называется социетальным сообществом.

Заметим, что коллектив, составляющий этнос, объединен на уровне подсознания (свой - чужой). Коллектив, образующий социетальное сообщество, - это объединение людей (входящих, возможно, более чем в один этнос или даже суперэтнос), сплоченных на основе сознательно принимаемого нормативного порядка.

Многие из этих норм, «навязанных» коллективу, предполагают контроль за их соблюдением, например, через полицейские функции и различные репрессивные и другие санкции.

Основная функция «социетального сообщества» - интеграция людей. Интеграция - это процесс объединения, сцепления разнородных элементов в единое целое. Она предполагает организацию устойчивости такого сцепления. Это осуществляется через поддерживающие устойчивость сцепления охранные и контролирующие факторы.

По мере развития сообщества происходит видимое разделение, разобщение людей через общественное разделение труда. Однако, как показал Дюркгейм, специализируясь, разобщаясь по сферам узкой трудовой деятельности, люди все более нуждаются в особой интеграции, названной Дюркгеймом органической солидарностью. Эта солидарность организуется посредством кооперативного, или реститутивного права. Последнее включает следующие права: собственности, семейное, договорное, коммерческое, процессуальное, административное и конституционное. Естественно, предполагаются соответствующие реститутивные санкции , то есть меры по восстановлению прежнего правового, имущественного и других состояний.

Политическая система.Она состоит из государства, политических партий и (политических) общественных организаций, лоббизма, политической элиты и политической культуры.

Это ее элементы, но для успеха моделирования политической системы нам надо охарактеризовать политическую систему через ее отношения с другими системами: социетальным сообществом, системой поддержания этнических образцов, экономической подсистемой.

Государство - это управляющая, контролирующая, карающая (полицейская) функция любой политической системы. Оно осуществляет управление обществом посредством политической элиты. Политическая элита общества - люди; они образуют органы власти, или составляют оппозицию. Это меньшинство общества, обладающее монополией на власть.

Политическая система обособляется от социетального сообщества в силу того, что необходимо институализировать, придать особый статус таким параметрам услуг, которые может предложить системе личность, как ответственность за координацию коллективных действий (лидерство, авторитет личности), компетентность и профессионализм.

Действия элиты в большой степени определяются политической культурой общества. Политическая культура - социально-исторический опыт людей, влияющий на формирование ценностей и на их политическое поведение (взаимоотношения субъектов политического процесса друг с другом, с политической системой в целом).

4. Теория индустриального общества

В XX в. материалистическая теория общественной жизни была дополнена. Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу и другие выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустриального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Теория индустриального общества (Р. Арон) описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу. Основные признаки индустриального общества:

а) широкое производство товаров массового потребления, сочетающееся с системой разделения труда среди членов общества;

б) механизация и автоматизация производства и управления;

в) научно-техническая революция;

г) высокий уровень развития средств связи и транспорта;

д) высокая степень урбанизации;

е) высокий уровень социальной мобильности.

С точки зрения сторонников данной теории, именно эти характеристики крупной промышленности - индустрии - и обусловливают процессы во всех иных сферах общественной жизни.

Данная теория была популярна в 60-е гг. XX в. В 70-е гг. она получила дальнейшее развитие во взглядах американских социологов и политологов Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффлера. Они считали, что любое общество проходит в своем развитии три стадии:

1-я стадия - доиндустриальная (аграрная);

2-я стадия - индустриальная;

3-я стадия - постиндустриальная (Д. Белл), или технотронная (А. Тоффлер), или же технологическая (З. Бжезинский).

На первой стадии основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство, на второй - промышленность, на третьей - сфера услуг.

Хотя эти теории, как уже указывалось, находились в рамках материалистического понимания процессов общественного развития, они имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся на основе социальной революции, под которой понимался коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого социальным эволюционизмом: согласно им технологические перевороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями.


Литература

1. Канке В.А. Философия. Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Логос», 2000.

2. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1 и 2. – М.,1983.

3. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1999.

4. Спиркин А.Г. Философия. – М.:Гардарики, 2005.

5. Философия. Под общей ред. Ю.А.Харина. – Минск: ТетраСистема, 2006.