Смекни!
smekni.com

Особенности культуры Древнего Востока (стр. 3 из 3)

К. Ясперс, как помечалось ранее, является одним из крупных представителей экзистенциализма. Поэтому и свою философию истории он обосновывает, опираясь на исходные понятия и принципы экзистенциализма: первичности существования ведущей роли «пограничных ситуаций» и, в частности, ситуации между жизнью и смертью и т. д. «Осевая эпоха», согласно Ясперсу, кладет конец непосредственному отношению человека к миру и к самому себе. Обостряется самосознание личности. Человек осознает хрупкость своего бытия, перед ним встают «последние» смысложизненные вопросы: о смысле человеческого существования, о смысле бытия. И это, по Ясперсу, служит проявлением интенсивной духовной жизни. Пробуждение духа, считает Ясперс, является началом бытия общей истории человечества, которое до сих пор было разделено на локальные, не связанные между собой культуры. С тех пор человечество неуклонно идет по этому общему, пути.

Ясперс убежден, что человечество обречено на общность судьбы и единую веру. В противном случае, история человечества может закончиться катастрофой. Поэтому установление взаимопонимания, открытость различных типов общества, религий и культур является жизненно необходимым для человечества. Отсюда вытекает особая роль философии, которая, по его мнению, с помощью философской веры, открывающей смысл и предназначение истории, призвана объединять человечество на общих духовных основаниях.

3. Словарь понятий и персоналий по теме

1. Ясперс Карл (1883-1969)- немецкий философ, представитель экзистенци-ализма; психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии «шифров бытия» - различных выражений трансценции. Соотнесенность экзистенции с трансценденцией прозревается человеком в т.н. пограничных ситуациях.

2. Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975)- английский историк, философ, дипломат и общественный деятель, создавший один из наиболее оригинальных вариантов концепции локальных цивилизаций. Основное сочинение: «Постижение истории» в 12 т.

3. Культура – некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям или последующим поколениям.

4. Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний; лежащих в основе научной картины мира, обозначение отдельных отраслей научного знания.

5. Общество - это стыковая категория и социальной философии, и социологии, и истории, и социальной психологии, и некоторых других наук, каждая из которых по-своему, в соответствии со своим предметом и методом исследования определяет общество.

6. Пирамида - (многогранник, одна из граней которого)- многоугольник, а остальные грани-треугольники, имеющие общую вершину; их стороны называются ребрами пирамиды

7. Религия - мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного.

8. Эпоха - продолжительный период времени в развитии природы, общества, науки и т.д.

философия ясперс восточный жизнь культура


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие древневосточного искусства было неразрывно связано со многими сторонами общекультурных процессов Востока. Художественный аспект восточной жизни вобрал в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.

Роль деятеля искусства в древнем обществе была велика и почетна. Иногда художника приравнивали к сану жрецов. Но его деятельность не рассматривалась как самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных задач. Это связано с глубоким традиционализмом древневосточных культур. Многие представления народов Востока о важнейших сторонах бытия сложились очень рано и сохранялись на протяжении не только столетий, но тысячелетий. Потому и искусство как неотъемлемая часть культурной системы, должно было неукоснительно следовать как общекультурным, так и художественным традициям. Потребность зафиксировать устоявшиеся принципы и нормы культуры толкала народы Древнего Востока, в частности египтян к созданию развитой системы канонов, предписывающих художнику правила пользования пропорцией и цветом, схемы изображения людей и животных. Канон становится важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность мастера. Древнеегипетский художник выступал в роли хранителя священных законов, наиважнейшим из которых являлось разграничение посредством искусства кратковременной жизни, земной и вечной. Произведение искусства получало в связи с этой установкой особую функцию перевода образов и сюжетов реальной действительности в предельно обобщенную идеальную форму, лишенную сиюминутности, созданную для бессмертия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. М., 1995

2. Гуревич П.С. Культурология. – М.: РОСТ, 2001

3. Культурология. / Под ред.проф. А.Н Марковой.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

4. Культурология. / Под ред. Радугина А.А.- М.: Изд.» Центр», 2002

5. Культурология. / Под ред. Ю.Н. Кагана.- М.: Юрайт-Издат, 2005

6. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока.- М.: Просвещение, 1999

7. Полищук В.И. Культурология. - М.: Гардарики, 2002