Смекни!
smekni.com

Этапы становления философских знаний (стр. 9 из 9)

33. Основные ступени и формы в познании человеком мира

Познание представляет из себя сложный процесс проникновения вглубь, в сущность предметов, явлений, систем. В этом процессе выделяют 2 основных ступени: чувственное познание и рациональное – познание более сложной ступени. Чувственное познание – познание мира с помощью органов чувств. Оно существует в 3 основных формах: ощущений, восприятий и представлений. Ощущения представляют из себя отражения отдельных праздников, предметов, процессов, явлений. Восприятия – отражение целостных предметов, а представление – воспроизведение в сознании человека чего-то ранее отражаемого. В представлениях уже присутствует элементы вымысла; творческого воображения, представление явлений уже как бы переходной ступенькой от чувственного познания к рациональному. Чувственное познание характеризуется 2 основными чертами. Во-первых, оно является наглядным. Предметным. Во-вторых, с помощью форм чувственного познания мы познаем лишь внешние стороны предмета, но не можем проникнуть в глубь, в сущность их. Рациональное познание или абстрактное (теоретическое, логическое, понятийное) – отражение действительности с помощью разума. Рациональное познание также существует в 3-х основных формах понятий, суждений и умозаключений. В понятиях отражаются общие и существенные признаки предмета. В суждениях уже присутствует 2 или несколько понятий, с помощью которых утверждается или отрицается какая-либо мысль. В умозаключениях уже присутствуют 2 или несколько суждений, с помощью которых путях гармонизации его отношения с природой. В-третьих, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания. Только те знания, которые прошли сквозь очистительный огонь практики, могут претендовать на объективность, достоверность, истинность.

Итак, практика – это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания и «определитель связи предмета с тем, что нужно человеку» (Ленин).

История научного познания свидетельствует о том, что вслед за практическим применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области теории: развитие техники революционизирует науку. Кроме того, механизм обратной связи позволяет осуществлять такую взаимокорректировку теоретической и практической деятельности, которая и обеспечивает практике ее функцию быть критерием истины. Это особенно важно для социального познания и социальной практики. Так, в домарксистской философии, как известно, деятельное начало в познании развивалось главным образом идеализмом, существенной особенностью которого было то, что деятельность, творческая активность ограничивалась лишь сферой духа. Согласно Гегелю, практика есть «волевая деятельность идеи». Субъективные идеалисты понимают под практикой деятельность, обусловленную волей, интуицией или подсознательным началом. Например, У. Джемс относил к практике «религиозный опыт», то есть сугубо духовную деятельность. Некоторые представители ревизионизма также сводят практику к свободной творческой самосознающей деятельности, трактуемой как единственная форма реальности. Коренной порок идеалистического понимания практики состоит в метафизической абсолютизации идеального, духовного ее момента.

Диалектическому материализму чужда концепция, обособляющая материальную, практическую и духовную, теоретическую деятельность. Между этими видами деятельности существует нерасторжимое диалектическое единство.

36. Понятие научного метода. Классификация методов познания

Метод означает путь, способ познания действительности. Под методом понимается также совокупность приемов, которые используются при познании действительности. Методы существуют разные. По объему, цо широте их можно подразделить на 3 основные группы: философские, общенаучные, частнонаучные методы. Философским методом является диалектика. Из нее вытекает ряд требований, которые должен выполнять любой исследователь. 1. предметы, явления, процессы надо рассматривать в их взаимосвязи и в взаимовлиянии друг на друга. 2. предметы, явления, процессы надо рассматривать в их движении, развитии и при этом в единстве постепенных количественных изменений и коренных качественных изменений. 3. необходимо раскрывать внутренний источник, внутреннюю причину изменения, движения, развития предметов, явлений, процессов, которыми являются внутренние противоречия. Кроме этого все законы, категории диалектики являются всеобщими философскими методами исследования. Чтобы изучать противоречия, надо знать, что такое противоречия, какие они бывают. Общенаучные методы – методы, которые используются во всех науках или в большинстве наук, например, наблюдение как целенаправленное восприятие чего-либо, сравнение как сопоставление предмета или их, признаков, свойств, черт на основе сходства или различия, анализ как реальное или мыслимое разложение предмета, объекта на составляющие его части, элементы и изучение этих частей по отдельности, синтез как реальное или мыслимое соединение частей в единое целое и изучение этого целого для получения глубоких знаний, эксперимент как постановка объекта в специально созданные условия с целью выявления как он поведет себя в этих условиях, моделирование как изучение объекта на специально созданной модели, которая является аналогом этого объекта. Т.о. научные знания об этом объекте в целом, индукция как движение мысли от частного к общему, как выведение общих положений на основе частных знаний, дедукция – получение частных знаний на основе общих научных положений. И другие общенаучные методы. Кроме того каждая частная наука имеет свои собственные методы. Для получения глубокого знания надо использовать все – методы и применять их правильно.