Смекни!
smekni.com

Сущность, предмет и метод философии. Общие понятия (стр. 4 из 6)

35. Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии

Принцип историзма включает также предсказание развития изучаемых объектов и явлений в будущем. Начиная с Гердера, немецкая философия вводит историзм в исследование общества и тем самым отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи.

36. Немецкий иррационализм XIX века в философии А. Шопенгауэра

У Шопенгауэра основой и животворящим началом всего является не познавательная способность и активность человека, а воля как слепая, бессознательная жизненная сила. Тем самым в "человеке разумном", в homo sapiens, разум перестал считаться его родовой сущностью; ею становилась неразумная воля, а разум начинал играть второстепенную, служебную роль.

Наука, по Шопенгауэру, никогда не может обрести конечной цели, однако есть сфера, которая рассматривает "единственную действительную сущность мира" - это ИСКУССТВО. Шопенгауэр говорит, что "обыкновенный человек, этот фабричный товар природы" не способен на незаинтересованное созерцание так же, как и ученый, и только гений способен на это. Искусство есть создание гения, и гений возможен только в искусстве. Искусство воспроизводит постигнутые чистым созерцанием вечные идеи.

37. Человек в «философии жизни» Ф. Ницше

Человек должен быть ближе к природе и поэтому необходимо воспитать сильных личностей, способных повести за собой людей. Он утверждал, что каждый человек чувствует, осознает и познает жизнь на основе переживания, сопереживания, интуиции, веры и любви. В отличие от Шопенгауэра Ницше придал понятию воля, социально-нравственный оттенок. И выбранная им категория центр его концепции «воля к власти». Наиболее значимый критерий любого типа поведения и любого общественного явления. По Ницше хорошо все то, что укрепляет сознание власти, плохо, что вытекает из слабости.

38. Основные этапы и представители позитивизма

Позитивизм - философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм - основной тезис: все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук.

1. Первый (классический) позитивизм. Основатель - Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.

2. Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

3. Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.

4. Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

39. Основные принципы философии прагматизма и его представители

Прагматизм - философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма.

40. Герменевтика, как философское направление

Герменевтика также является философским методом анализа текста. Направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

41. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма

Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер - сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией - предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое. По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

42. Основные идеи и представители экзистенциализма

Экзистенциализм, также философия существования - направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр.

43. Неотомизм и тейярдизм, как основные направления религиозной философии ХХ века

Неотомизм - официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи - как соединение материи и формы, процессы - как переход потенции в актуальность.

Тейярдизм – Согласно его теории, сочетавшей в себе естественнонаучные и христианские элементы, целью умственного и общественного развития человечества является его полное духовное единство, которое он называл «точкой Омеги». Де Шарден развил своеобразную метафизику эволюции. Он считал, что все ценное в традиционной философской мысли нисколько не противоречит современным научным взглядам. Развитие физических объектов, в конечном счете, направлено на производство высших, более сложных и совершенных существ. Свойства материи приводят к постепенному усложнению структуры атомов, молекул, клеток и организмов и, наконец, появлению человеческого тела и его нервной системы. В отличие от своих предшественников, де Шарден полагал, что человек привносит с собой новое измерение во Вселенную. Он называл это рождением рефлексии: животные просто знают; а человек знает, что он знает, то есть обладает «знанием в квадрате».

44. Характерные черты и основные периоды развития русской философии

По мнению Н.О. Лосского, характерными чертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).

Предметами философского поиска русских мыслителей были:

1. Проблема человека;

2. Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

3. Проблемы морали и нравственности;

4. Проблемы выбора исторического пути России - между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

5. Проблема власти;

6. Проблема государства;

7. Проблема социальной справедливости;

8. Проблема идеального общества;

9. Проблема будущего.

Основные школы русской философии

1. Историческая философия П.Я. Чаадаева;

2. Философия западников и славянофилов - А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы;

3. Ортодоксально-монархическая философия - Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев;

4. Философия Ф.М. Достоевского;

5. Философия Л.Н. Толстого;

6. Революционно-демократическая философия - Н.Г. Чернышевский, народники Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, анархист П.А. Кропоткин, марксист Г.В. Плеханов.

7. Философская антропология - Николай Николаевич Страхов

8. Либеральная философия - В.С. Соловьёв.

9. Русская религиозная философия - С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский;

10. Философия космизма - Н.Ф. Фёдоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский;

11. Философия «русского зарубежья» - Д.С. Мережковский, Л. Шестов, П. Сорокин, Н.А. Бердяев;

45. Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов»

Основная идея западников заключается в признании европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимости полного культурного воссоединения с Западом, использования опыта его развития для процветания России.

Особое место в русской философии XIX в. вообще, а в западничестве в частности занимает П.Я. Чаадаев, мыслитель, сделавший первый шаг в самостоятельном философском творчестве в России XIX столетия, положивший начало идеям западников. Свое философское миропонимание он излагает в «Философических письмах» и в работе «Апология сумасшедшего».

Славянофилы отрицали и не воспринимали негативные стороны западной цивилизации: социальные антагонизмы, крайний индивидуализм и меркантильность, излишнюю рациональность и т.п. Истинное противостояние славянофильства Западу заключалось в различном подходе к пониманию основ, «начал» русской и западноевропейской жизни. Славянофилы исходили из убеждения, что русский народ должен обладать самобытными духовными ценностями, а не воспринимать огульно и пассивно духовную продукцию Запада. И это мнение сохраняет свою актуальность и поныне.

46. Философская система В. Соловьева.

Философская система Соловьева одна из первых в России рассматривает всю действительность как целое, исходя из принципа единства мира, основанного на признании Бога как абсолютного сверхприродного идеального начала.