Смекни!
smekni.com

Диалектический характер научного познания (стр. 2 из 3)

Второе, оказывается, что проект «Сколково» обладает надлежащими теоретическими основами, осмысляемыми, правда, пока только в диалектической философии. Но, главное, они есть, что предельно важно для него, так как до сих пор он теоретически и социально не обосновывался, а имел лишь понятную необходимость.

Проект «Сколково» может (должен) обладать социальным обоснованием при разработке и теоретическим сопровождением при реализации; таково третье результирующее определение. Обоснования проекта «Сколково», позволяют не только создать его теоретические основы, но и сформировать термины (положения, определенности) умозаключений (выводов, объяснений, доказательств) ряда событий и существующих установок проекта, например, обоснованность развития проекта «Сколково» не на базе имеющихся наукоградов или университетских центров.

Глава 2. Диалектический подход к исследованию

В истории философии понятие диалектики претерпело коренные изменения: от первоначального понимания, близкого к однокоренным словам «диалект» или «диалог» и обозначавшего искусство спора и классификации понятий, до современного, научного понимания диалектики. в основе которого лежит понятие развития. Например, в философском словаре диалектика определяется как «наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления», а в учебнике по философии диалектика рассматривается как «наиболее полное и всестороннее учение о развитии». В источниках, авторы которых дистанцируются от марксизма, часто определение диалектики не дается, а говорится о диалектическом методе (Гегеля). Например, в курсе лекций А.А. Радугина, 1995 г.: «Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии».

Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные положения. Диалектика, как понятие, употребляется в трех значениях:

1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих а мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность;

2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании;

3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике. теорией диалектики.

Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определенное место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.

Диалектика — наука о наиболее общих законах всякого движения, но прежде всего развития. Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том, что наше мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому противоречия между ними быть не может

Диалектика это ещё и теория развития. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, а заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на все более высокие, но никогда не достигающей наивысшей точки.

Все явления и общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь преходящие ступени бесконечного развития от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

Диалектика это и метод познания, применимый в исследованиях. Впервые диалектика как метод познания была рассмотрена Платоном. Он ввел понятие «идея». Идея у Платона есть то изначальное целое, что при всем многообразии отдельных вещей делает их такими, а не иными; есть всеобщее, являющееся основой всех отдельных вещей. Быть сущностью вещей и общим многим вещам, быть существенным в них, как бы их прообразом — таково свойство идеи. Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической деятельности, общения и рефлексии, изменяющих эту действительность. Идея, в отличие от материи, есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе ее дальнейшего развертывания, проект будущего развития действительности.

В материалистическом учении подход к вопросу о сущности диалектики как метода познания был разработан К. Марксом, который писал: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от ее мистической формы, а это-то как раз и отличает от нее мой метод».

Само понятие «развитие» определяется как закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как направленное и необратимое. Вследствие направленности и необратимости изменений они могут накапливаться и, достигнув некоторой определенной меры накопления, дать качественно новое состояние объекта, не только не сводимое к его прежнему состоянию, но даже отрицающее его. В философии разработаны наиболее общие закономерности, описывающие источник и движущую силу всякого развития, его механизм, общий результат и направленность.

Присуща ли диалектика научному познанию и познанию вообще, или же она есть достояние лишь философии. Издаются книги и статьи с такими названиями: «Диалектика природы». «Диалектика неживой и живой природы», «Социальная диалектика» и т. д. Диалектическая логика — это логика творческого, креативного познания, которое свойственно науке, пожалуй, даже в большей степени, чем философии. В этом состоит имманентная, естественная, объективная диалектика исследования. Знакомясь с философскими концепциями диалектики, человек расширяет свои когнитивные возможности. Естественная диалектика его мышления, обогащаясь философско-методологической составляющей, сливается в то целое, которое называется творческим потенциалом личности. Ведь мыслит не просто математик, физик или биолог, а человек как творческая личность, где диалектическая составляющая играет немалую роль.

Научное исследование является результатом целенаправленной, творческой деятельности человека, которая ведется с помощью использования специальных познавательных приемов (методов и способов), таких, как научное наблюдение, эксперимент.

Под методом исследования могут пониматься определенные средства, пути теоретического и практического освоения действительности, система принципов деятельности, опирающаяся на закономерности изучаемого объекта. Методология представляет собой учение о методах познания и преобразования действительности. Ее задачей является выяснение закономерных связей и отношений между методами. Поиск нового решения осуществляется тремя основными способами.

1. Механическим (бессистемным) перебором одного за другим всех возможных вариантов. Данный метод называется методом проб и ошибок.

2. Интуитивным.

3. Применением определенного плана, системы поиска, т. е. метода познания.

В методологии научного познания первый способ исследования характеризуется как эмпиризм. Его низкая эффективность не подлежит сомнению. Принципиальный недостаток способа проб и ошибок состоит прежде всего в его трудоемкости. Само выражение «метод проб и ошибок» некорректно, точнее его можно назвать способом проб и ошибок. данный способ является разновидностью способа постижения действительности на основе полной индукции.

Для второго, интуитивного способа поиска нового характерно предвосхищение конечного результата за счет «озарения», «прозрения» и т. п. Для научного творчества интуиция особенно важна, так как дает возможность ориентироваться в неопределенной ситуации. Интуиция позволяет быстро оценить большое количество вариантов, отобрав из них те немногие, которые нуждаются в детальном последующем исследовании. Интуиции присущи свои ограничения. Недостаточная изученность интуиции во многом определяет и трудности управления ею. Она зачастую приводит к ошибкам. Отсюда вытекает необходимость проверки интуитивных догадок.

Третий способ - способ познания основывается на выявленных закономерностях. Он существенно ограничивает сферу действия рассмотренных ранее способов, но в силу сложности познавательного процесса не может их вытеснить полностью. Метод познания существенно сужает область применения интуиции, что связано с повышением роли сознательного начала в деятельности субъекта.

Сфера применимости методов научного познания имеет свои границы, которые зависят от специфики предмета исследования, а также от специфики и условии деятельности (время, материальные ресурсы, оборудования и пр.). Наряду с объективной обусловленностью метода следует учитывать и его зависимость от интересов, потребностей и способностей субъекта научной познавательной деятельности. Другим важным свойством научного метода является его операциональность. Для того чтобы познанные закономерности могли использоваться в интересах субъекта научной деятельности, они должны быть выражены в доступных для него правилах, приемах и способах деятельности. Необходимым свойством метода научной деятельности является его эффективность, то есть способность субъекта научного процесса достигать желаемых результатов с наименьшими затратами сил и средств. Используемые методы не избавляют от необходимости максимального приложения интеллектуальных усилий, а позволяют их использовать непосредственно для достижения цели более целесообразно.