Смекни!
smekni.com

Наука – источник знаний и суеверий (стр. 2 из 2)

В духе семантической теории информации содержательность научной истины следует оценивать уровнем ее влияния на представления науки в целом.

Принятие последней концепции приводит к важным следствиям:

1. Содержательность открытия зависит от существующего уровня науки.

2. Содержательность научного открытия для науки не совпадает с его информативностью для широкой публики.

Возникает проблема – найти принцип, определяющий, какие понятия можно вводить в науку. Размытые понятия требуют уточняющих, строгих понятий. Строгое понятие, которое позволяет придать точный смысл размытому понятию, называется его экспликацией.

Автор отстаивает тезис о необходимости размытых понятий, несмотря на то, что развитие математики и физики было связано с поисками точных формулировок основных понятий. Размытые понятия позволяют видеть содержательные связи между фактами и их историческую переемственность .

Часто проблемы современной науки имеют древние истоки. В этом смысле показателен пример кибернетики, основной проблемой которой является анализ способов управления системой для противостояния внешнему хаосу. Хаос – отсутствие порядка. Автор книги «Кибернетика и общество» Н. Винер дает понимание хаоса, сравнивая его с представлением о дьяволе св. Августина. Так отголоски старинных споров проникают в ультрасовременную науку.

Современная теория множеств, зародившаяся в трудах Георга Кантора и ставшая основой математического анализа, возникла из размышлений философа над свойствами святой троицы. Так теологическая проблема привела к важному научному вопросу.

Переход от точных научных утверждений к размытым свойствам реального мира требует большой осторожности, чтобы выводы, правильные для модели, не потеряли свой смысл.

В третьей главе статьи автор затрагивает вопрос научного обоснования этических проблем и моральных принципов общества. Мораль имеет свои различия в зависимости от социальной среды, профессии, национальности. Предмет философии состоит в изучении общечеловеческих принципов морали. Автор выделяет три вида различий в подходе к этой проблеме.

1. Различие цели: стремление к благу общества или к благу индивидуума.

2. Различие в постановке вопроса об источнике моральных принципов.

3. Различие в предпосылках о субъекте морали: признаем ли мы человека по природе добрым или греховным, способным ощущать различие добра и зла.

Законы морали непосредственно связаны с понятием блага – общественного или индивидуального. Философские основы этики связаны с глубинными принципами жизни, а попытки вывести эти принципы точных наук приводят к суевериям.

На примере статьи Н. Амосова автор показывает моральные проблемы, связанные с развитием медицины. Медицина, по мнению Амосова, не угрожает обществу. А если вспомнить эксперименты над людьми в гитлеровских лагерях, создание бактериологического оружия? Сегодня широко развернулась полемика по поводу вреда и пользы прививок. Общество будоражит вопрос возникновения разнообразных вирусов гриппа.

Этические проблемы медицины приобретают все большее значение.

Рассказывая о проделанных им сложных операциях на сердце, Амосов говорит о существовании психологического барьера, о мучительных сомнениях хирурга после операции с летальным исходом, об ответственности врача за свои решения.

По мнению Ю. Шрейдера необходимо твердо осознать бесконечную ценность человеческой жизни. Он оспаривает тезис Амосова, что живые организмы – это сложные системы, построенные по принципам машины. Из этого вытекает вывод, что жизнь не бесценна, а исчислима как ценность сложной системы (машины). Амосов делает вывод, что допустимо брать органы у людей с необратимыми заболеваниями, чтобы пересаживать их другим индивидуумам общества. А этично ли это?

Развитие медицины поднимает ряд этических проблем. Единственный моральный путь отодвигать границу между живым и неживым все дальше.

Человек всегда стремится обеспечить себе чувство правоты. Но нельзя освобождаться от ответственности, отказываться от веры в бесконечную ценность человеческой личности. Каждый человек должен сознавать свою нравственную ответственность в любом поступке.

В четвёртой главе статьи автор поднимает вопрос о том, как наука помогает противостоять суевериям. Наука влияет на духовную жизнь общества, играет важную роль в общественном знании. По мнению автора, наука не только рассеивает суеверия, но может их порождать.

Главная цель науки – поиск истины. Учёные в своей работе стремятся к содержательному результату, который влечёт за собой новые вопросы и проблемы. Но когда целью учёного становится не поиск истины, а достижение быстрого успеха, то возникает не научные результаты, а мифы.

В современной науке основной тенденцией является стремление к взаимодействию отдельных областей знания. В развитии науки можно заметить возможность единства многообразии форм. Аналогичный вопрос стоит перед современным обществом: может ли человеческое общество существовать как единое целое вопреки делению по национальным, социальным, языковым признакам?

Можно наблюдать, что точные науки развивают связи с гуманитарными науками, с искусством, философией. Возникает вопрос: является ли наука частью общего единого знания о мире? Чтобы разобраться в месте и роли научного знания, необходимо сочетать анализ научных данных с философским осмыслением. Эту мысль автор подтверждает примером известного геолога и палеонтолога Тейяр де Шардена, который в своей книге «Феномен человека» осмыслил и подытожил свои представления об эволюции жизни и человечества, которое представляется единым целым, связанным биологической, культурной, социальной общностью.

Возникновение суеверий связано с неполным знанием, с непониманием смысла научных результатов. Суеверия, возникающие у учёного, связаны с неготовностью воспринимать науку как часть человеческого знания.

Для любого человека возникает вопрос: Как противостоять суевериям той среды и культуры в которой он живёт? Как стать полноценным членом общества? Надо уметь противостоять предрассудкам этой среды.

Смысл современного просвещения состоит в том, чтобы показать общечеловеческие связи каждой конкретной культуры, связать специальные знания в цельное представление о мире.

Настоящая культура невозможна без запаса знаний, одновременно никакое конкретное знание – научное, литературное, профессиональное – не обеспечивает достаточного уровня образованности и культуры.

Главный вывод статьи заключается в существовании единства нашего мира и нашего знания о нём, отказе от представления о всемогущей силе науки.

философия наука культура суеверие