Смекни!
smekni.com

Тема человека в работах русских средневековых мыслителей (стр. 7 из 8)

Следует отметить в древнерусской православной философии большое внимание к внутреннему миру человека, нежели к внешним событиям, тягу к проблемам духовного, нежели физического бытия; этически акцентированное нравственное переживание бытия, стремление постичь непримиримую борьбу добра и зла, через которую раскрывается живая диалектика природы, общества и человека.

Православная христианская мысль открыло в человеке субъекта, четко отделило его от объектов окружающего мира и природы, наделило его свободой воли (самовластием), поставило перед ним задачу развития, восхождения своей души на пути к вечной жизни, к абсолюту.

Словами из канона в честь Софии хотелось бы завершить данную работу: «Дар благ дает нам София Премудрость Божия и путем правым тещи наставляет нас, вще течем путем тем - не запнемся и сохраняем себе в живот вечный».


Источники

1. Апокрифы / Сост. В.В. Мильков.- М., 1998.

2. Жизнь и житие Сергия Радонежского. Составление, послесловие и комментарии В. В. Колесова.- М., 1991

3. Идейно-философское наследие Илариона Киевского. Ч. 1–2.- М., 1986.

4. Изборник Святослава 1073г.- М., 1983

5. Изборник 1076г.- М., 1965.

6. Илларион. Слово о законе и благодати.- М., 1994

7. Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII века. М., 1978; XII век. М., 1980; XIII век. М., 1981; XIV – середина XV века. М., 1981; Вторая половина XV века. М., 1982; Конец XV – первая половина XVI века. М., 1984; Середина XVI века. М., 1985; Вторая половина XVI века. М., 1986; Конец XVI – начало XVII века. М., 1987; XVII век. Кн. 1. М., 1988; XVII век. Кн. 2. М., 1989; XVII век. Кн. 3. М., 1994.

8. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 2.- М. 1962

9. Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннотированный каталог-справочник / Отв. ред. Я.Н. Щапов.- СПб., 2003.

10. Повесть временных лет.- М.; Л., 1950. С. 173.

11. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси XI–XIII веков. Исслед., тексты, переводы. -СПб., 1992.

12. Сказание о Борисе и Глебе Т. 1–2..- М., 1985.

Библиография

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.- М., 1977.

2. Алпатов М.В. Искусство Древней Руси. Памятники XI–XVIIвв. -М., 1969.

3. Бердяев Н.А. Судьба России.- М., 1990.

4. Брюнинг В. Философская антропология: Исторические предпосылки и современное состояние // Западная философия. Итоги тысячелетия.- Екатеринбург, 1997.

5. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI–XVII века.- М., 1992.

6. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. -М., 1993.

7. Виноградова Л.Н. Материальные и бестелесные формы существования души // Славянские этюды: Сб. к юбилею С.М. Толстой.- М., 1999.

8. Голейзовский Н.К. Исихазм и русская живопись XIV–XVвв. // Византийский временник Т. 29.-. М., 1969.

9. Горский А.А. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина»: источниковедческие и историко-культурные проблемы.- М., 1992.

10. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X–XVII веков-. М., 1990.

11. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.- М., 1972.

12. Гуревич П.С. Философская антропология: Учебн. пос.- М., 1997.

13. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). Курс лекций. -М., 1999.

14. Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского // ТОДРЛ.Т.12 -М.; Л., 1956.

15. Живов В.М. Особенности рецепции византийской культуры в Древней Руси // Ricerche Slavistiche Vol. XLII. -1995..

16. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.). –М,1987.

17. Кант И. Лекции по этике.— М.: Республика, 2000

18. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси.- М., 1996.

19. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник.- М., 1871

20. Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. Т. 1-М., 1990

21. Кожурин А.Я. «Философско - антропологические основания русской традиции просвещения» СПбГУЭиФ -, 2008

22. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси.- Л., 1986.

23. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси-. М., 1970.

24. Лосский Н.О. История русской философии.- М., 1994.

25. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3т. Таллин, 1992–1993.

26. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 6.- М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.

27. Образ человека в культуре и языке. -М., 1999.

28. Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV–XV веков.- Л., 1987

29. Сазонова Л.И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М., 2006.

30. Черная Л.А. Антропологический код древнерусской культуры – М., Языки славянских культур, 2008,


[1] Кант И. Лекции по этике.— М.: Республика, 2000.-С.134

[2]Гуревич П. С. Философская антропология.- М., 1997.-С.65

[3] Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. Т. 1-М., 1990–С.47

[4]Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси-. М., 1970.-С.38

[5]Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X–XVII веков-. М., 1990.-С.49

[6] Живов В. М. Особенности рецепции византийской культуры в Древней Руси // Ricerche Slavistiche Vol. XLII. -1995..-С.58

[7] Цит. По кн. Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время.- М., 2006.-С.145

[8] Цит. По кн. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XIIвв.). Курс лекций. М., 1999.-С.123

[9] Жизнь и житие Сергия Радонежского. Составление, послесловие и комментарии В. В. Колесова.- М., 1991.-С.32

[10] Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. -М., 1993.-С.124

[11] Там же .-С.125

[12] Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X–XVII веков-. М., 1990.-С.78

[13] Образ человека в культуре и языке. -М., 1999.-С.124

[14] Там же.-С.84

[15] Цит. По кн. Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси.- Л., 1986.-С.112

[16] Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси.- М., 1996.-С.145

[17] Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X–XVII веков-. М., 1990.-С.143

[18] Голейзовский Н.К. Исихазм и русская живопись XIV–XVвв. // Византийский временник. . Т. 29.- М., 1969.-С.103

[19]ПЛДР. XI – начало XIIвв. -С. 398.

[20]Изборник 1073г. -Л. 15.

[21] Сказание, како сотвори Бог Адама // ПЛДР. XII век. -М., 1980. -С. 148.

[22]Беседа трех святителей // ПЛДР. XII век.- С. 138.

[23] Там же.-С139

[24]Ипатьевская летопись // ПСРЛ. Т. 2.- М., 1962.- Стлб. 166.

[25]Сказание, како сотвори Бог Адама // ПЛДР. XII век. -М., 1980.- С. 148

[26]ПЛДР. XII век.- С. 135

[27] Черная Л. А. Антропологический код древнерусской культуры – М., 2008.-С.223

[28] Повесть временных лет.- М.; Л., 1950.- С. 173.

[29] Сказание о Борисе и Глебе.- М., 1985. Кн. 1. С.89.

[30] Изборник 1076г. - М., 1965.- С. 98–99.

[31] Там же.-С. 247Там же.-С.497

[32] Там же.-С.497

[33] Цит. По кн. Образ человека в культуре и языке. -М., 1999-С.234

[34] Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси XI–XIII веков. Исслед., тексты, переводы. СПб., 1992.-С.66

[35] Там же.-С.67

[36] Там же.-С.68

[37] Там же.-С.68

[38]Там же.-С.67

[39] Там же.-С.67

[40] Там же.-С.67

[41] Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // ТОДРЛ.Т.12 -М.; Л., 1956.- С. 340

[42] Там же.-С.350-351

[43] Там же.-С.346

[44]Изборник 1076г.- С. 395.

[45] Там же.-С168

[46] Там же.-С.365

[47]Послание Владимира Мономаха Олегу Святославичу // Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси XI–XIII веков. -С. 46.

[48] Там же.-С.56

[49]Сказание о Борисе и Глебе Т. 1–2..- М., 1985. –С.93

[50]Слово о полку Игореве // ПЛДР. XII век. -С. 382.

[51] Цит. По кн. Черная Л.А. Антропологический код древнерусской культуры – М., 2008.-С.235

[52]Изборник 1076г.- С. 258.

[53] Там же.-С.633

[54] Там же.-С.699

[55] Диоптра Филиппа Пустынника // Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV–XV веков. Л., 1987. -С. 218.

[56]Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси XI–XIII веков. Исслед., тексты, переводы. СПб., 1992.-С.75

[57]ПЛДР. XII век.- С. 394.

[58]Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси XI–XIII веков. Исслед., тексты, переводы. СПб., 1992.-С.112

[59]Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.- М., 1977.- С. 202

[60] Там же.-254

[61] Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // ТОДРЛ.- М.; Л., 1958.-. С. 332.

[62]Изборник 1076 г. С. 154.

[63] Идейно-философское наследие Илариона Киевского. Ч. 1–2. М., 1986.-С.13

[64]Илларион. Слово о законе и благодати. М., 1994

[65] Там же.-С.26

[66] Там же.-С.26

[67] Там же.-С.29

[68] Там же.-С.39

[69] Там же.-С.35

[70]Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси XI–XIII веков. Исслед., тексты, переводы. СПб., 1992.-С.161

[71] Там же.-298

[72] Там же.-264

[73] Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси-. М., 1970.-С.59