Смекни!
smekni.com

Книга "Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" Никколо Макиавелли (стр. 1 из 3)

Предисловие

Никколо Макиавелли – человек, чьё имя не просто осталось в истории, но и до сих пор звучит чаще других. Один из тех, кого вспоминают, говоря о Цели (именно с большой буквы), ради которой готовы пойти на всё (знаменитое «цель оправдывает средства»).

Вспоминают, говоря про искусство интриги, про законы политики, опровергая необходимость соблюдения норм морали.

Человек, чьи слова и мысли идут в разрез с общечеловеческими. Циничный, умный, наблюдательный, прекрасно образованный, тот человек, который не просто указал путь к построению сильного и крепкого государства, но и обосновал свои рассуждения реальными историческими фактами.

Никколо Макиавелли родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, Италия, 3 мая 1469 году, и был вторым сыном Бернардо ди Николо Макиавелли, адвоката. Его отец, хоть и являлся продолжателем знатного рода, был всё же человеком скромного достатка. Его дела не всегда шли гладко, он работал не только юристом, но и репетитором. Так же источником доходов служило его поместье, находившееся в семи милях к югу от Флоренции.

Юный Никколо много читал, интересовался классической литературой, историей (и, конечно, политикой).

В 1498 Макиавелли был принят на службу секретарем во вторую канцелярию, Коллегию Десяти и магистратуру Синьории – посты, на которые он с неизменным успехом избирался вплоть до 1512 года. Макиавелли посвятил всего себя неблагодарной и плохо оплачиваемой службе. В 1506 году добавил к множеству своих обязанностей работу по организации флорентийской милиции (Ordinanza) и контролирующего ее деятельность Совета Девяти, учрежденным в том числе и по его рекомендациям

На всем протяжении службы Макиавелли использовали для дипломатических и военных поручений на флорентийских землях и сбора информации во время зарубежных поездок. Для Флоренции, продолжавшей профранцузскую политику Савонаролы, то было время постоянных кризисов: Италия раздиралась внутренними распрями и страдала от иностранных вторжений.

Макиавелли был близок к главе республики, великому гонфалоньеру Флоренции Пьеро Содерини, и хотя не имел полномочий вести переговоры и принимать решения, миссии, которые ему поручались, часто носили деликатный характер и были весьма важными. Среди них следует отметить посольства к нескольким королевским дворам. В 1500 году Макиавелли прибыл ко двору короля Франции Людовика XII , чтобы обсудить условия помощи в продолжении войны с отпавшей от Флоренции мятежной Пизой. Дважды находился при дворе Чезаре Борджа, в Урбино и Имоле (1502), чтобы оставаться в курсе действий герцога Романьи, возросшая власть которого беспокоила флорентийцев. В Риме в 1503 наблюдал за выборами нового папы (Юлия II ), а находясь при дворе императора Священной Римской империи Максимилиана I в 1507, обсуждал размеры флорентийской дани. Активно участвовал и во многих других событиях того времени.

Именно этот период его жизни дал ему огромное количество материала для размышлений и выводов. Тогда познакомился не только с внешней, красивой стороной власти, которую видят все, но и с внутренней, не такой яркой и приятной. А кто может оценить работу государственного деятеля лучше, чем человек, работающий в самой гуще механизма власти с удовольствием и усердием?

Его политическая карьера была окончена в 1512 году, когда Флоренция потерпела поражение от Священной лиги, образованной Юлием II против французов в союзе с Испанией. Медичи вернулись к власти, и Макиавелли был вынужден покинуть государственную службу. Он был обвинен в организации заговора против Медичи в 1513 году и заключен в тюрьму, где был подвержен пыткам.

Спустя некоторое время, он вновь обрел свободу и поселился в поместье своего отца.

Когда умер Юлий II, и его место занял Лев X, гнев Медичи смягчился. Макиавелли стал посещать друзей в городе, принимать активное участие в литературных собраниях и даже лелеял надежду вернуться на службу (в 1520 получил должность государственного историографа, на которую был назначен университетом Флоренции).

Именно в тот период Макиавелли и создал главные свои шедевры. Потрясённый быстрой сменой власти, раздавленный, лишенный возможности заниматься делом всей своей жизни – горячо любимой политикой, он не теряет присутствия духа и берётся за перо.

Главный его шедевр – всемирно известный трактат «Государь», писался в основном в 1513 году (издан посмертно в 1532). Первоначально Макиавелли озаглавил книгу « О княжествах» (De Principatibus) и посвятил ее Джулиано Медичи, брату Льва X, но тот умер в 1515году, и посвящение было обращено к Лоренцо Медичи (1492–1519).

(безусловно, стоит учесть факт такого неоднозначного посвящения при чтении «Государя», ведь отношение Макиавелли к роду людей, лишивших его любимой работы и заключивших в тюрьму, навряд ли осталось положительным)

Исторический труд Макиавелли «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio) был написан в период 1513–1517 годов.

Среди других произведений – "Искусство войны" (Dell'arte della guerra, 1521г, написано в 1519–1520гг.), "История Флоренции" (Istorie fiorentine, 1520–1525гг.), две театральные пьесы – "Мандрагора" (Mandragola, 1518) и "Клиция" (в 1524–1525гг.), а также новелла "Бельфагор" (в рукописи – Сказка, написана до 1520года). Его перу также принадлежат стихотворные произведения.

1.«Государь» и его посвящение

Как уже было сказано выше (вернее, замечено в скобках), посвящение «Государя» заставляет теряться в загадках.

С одной стороны, «Государь» - гениальное произведение, великолепный учебник правителя, в котором каждое утверждение, каждая фраза, подтверждена рассуждением и (иногда или) историческим событием. Все мысли и выводы просты, логичны и понятны.

Но, возможно, стоит посмотреть с другой стороны?

Лишенный своего положения, обвиненный в заговоре, брошенный в тюрьму, человек пишет произведение, посвященное, да, пусть не непосредственно обидчику, но одному из его семьи. Будет ли эта книга действительно хорошим руководством правителя или лишь хитроумно расставленным капканом, своеобразной местью?

Есть ещё множество вариантов. Например, действительно хорошо (без подвоха) написанная книга, в надежде на то, что её содержание примут за ловушку, и подчеркнуто не будут слушать действительно стоящих советов.

Или Макиавелли писал «Государя» в надежде на то, что его родина, пускай даже при другой власти, станет действительно сильным государством. Именно поэтому и посвятил произведение одному из тех, в чьих силах всё изменить.

Или тихая спокойная жизнь в своем поместье не устраивала Макиавели, он мечтал о своем возвращении ко двору, светской жизни, власти и интригам. Раньше он был влиятельным человеком, теперь стал никем.

Каким образом он мог снискать расположение Медичи? Как мог доказать, что все, что делал, он делал в интересах Флоренции, а не для какой-либо политической группы и не для того, чтобы подставить под удар Медичи? Доказать правящему роду, что он – патриот, а не сторонник прошлого правительства? Макиавелли писал верноподданнические письма, пытался льстить в стихах, давал ненавязчивые советы по злободневным вопросам. Но его не удостаивали внимания. И тогда из-под его пера появился «Государь». Учебник правителя, в который был вложен весь опыт политической деятельности автора, его мысли и выводы.

После написания трактата, перед Макиавелли встала сложная задача: нужно было доставить книгу государю. Макиавелли был в немилости, при дворе у него было много врагов, поэтому добиться личной аудиенции у Лоренцо было для него невозможно.

К тому же, если бы книга достигла бы цели и была прочитана, а государь бы внял содержанию, то, согласно словам самого Макиавелли, Лоренцо Медичи стоило присвоить себе эти идеи, так как государь не должен показывать, что он следует советам, а также вправе присвоить себе эти идеи.

2. Цель оправдывает средства?

Трактат «Государь» предназначен для весьма узкого круга читателей: единоличных правителей, желающих владеть сильной страной, подчиняющейся лишь ему.

Макиавелли советует не следовать слепо моральным нормам, а проявлять гибкость там, где это необходимо. Он не заставляет быть жестоким, он советует применить силу лишь там, где без неё не обойтись («Жестокость хороша в тех случаях – если позволительно дурное называть хорошим - когда её проявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных» - «государь», глава VIII «О тех, кто приобретает власть злодеяниями»).

Он не убеждает в преимуществах жадности и скупости, а лишь советует рационально расходовать государственные деньги («… он окажется щедрым по отношению ко всем тем, у кого ничего не отнял [не повышая налогов], а таких большая часть, и скупым по отношению ко всем тем, кого мог бы обогатить [за счет государства, что привело бы к повышению налогов], а таких единицы.» - глава XVI «О щедрости и бережливости»).

Он не говорит, что государь не должен быть честен, лишь замечает, что нет смысла быть верным своему слову в изменившихся обстоятельствах, в то время, когда договорённость была нарушена. («… разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же.» - глава XVIII «О том, как государи должны держать слово»)

Государь должен искать наиболее удобное решение, стараясь по возможности делать это в согласии с моральными принципами, но, когда это невозможно, без колебаний применять силу, хитрость, изворотливость, и даже нарушать своё слово.

Стоит заметить, что Макиавелли обосновывает возможность не совсем этичных действий чаще всего человеческой натурой, которая далека от совершенства (в чём, кстати, Никколо не раз убеждался на собственном опыте).