Смекни!
smekni.com

Теория естественного права Гуго Гроция (стр. 4 из 4)

Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений и прежде всего проблем войны и мира, Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом. "Невозможно, – подчеркивал он, – не только согласиться с измышлениями некоторых, будто во время войны прекращаются все права, но и даже не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, так соблюдая границы права и добросовестности".

Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: "по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки". Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что "справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение". К справедливым он, в частности, относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества.

Несправедливые войны (войны захватнические, войны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов) представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов). Зачинщики несправедливой войны, подчеркивал Гроций, "обязаны к возмещению за содеянное их силами или по их совету". Они ответственны за все то, чем сопровождается война, и за ее последствия.

В целом для всего учения Гроция о войне и мире весьма характерен миротворческий пафос. Показательны в этой связи и его суждения о том, что "войны ведутся ради заключения мира" и что мир является "конечной целью войны".

Учение Гроция о праве войны и мира было ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами.

Огромный вклад Гроция в разработку новой светской доктрины права международного общения дало основание для именования его "отцом международного права".

Существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского "юридического мировоззрения" оказало учение Гроция о естественном и внутригосударственном праве, о договорном происхождении государства и волеустановленных форм права.

Как видим, три главные идеи пронизывают основной труд Греция: принцип суверенности (публичности), международного сотрудничества и гуманизма. Последовательное их осуществление позволило голландскому ученому создать единую систему науки международного права, ибо дело заключалось не только в формальном расположении материала и его всеохватывающем характере, но и в обобщенном подходе к развитию международно-правовых отношений по самому их существу. Гроций гениально предугадал специфику данной области правовой дей­ствительности.

В этом и состоит отличие Гуго Гроция от его предшественников, а следовательно, его действительное место в истории человеческой культуры.


Список используемой литературы

1. Алексеев, С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования: учебное пособие / С.С. Алексеев. - М.: Норма, 1999.

2. Алексеев, С.С. Основы философии права: учебно-методическое пособие / С.С. Алексеев. - СПб., 1999.

3. Баскин, Ю.Я. Роль Г. Гроция в становлении и развитии науки международного права / Советский ежегодник международного права Ю.Я. Баскин, Д.И. Фельдман // Юрист. - 1982.

4. Буткевич, В.Г. Политико-правовые взгляды Г.Гроция Советское государство и право / В.Г. Буткевич // Норма. - 1984.- № 9

5. Грабарь, В.Э. Трактаты Гюго Гроция, посвященные международному праву / Известия АН СССР. Отделение экономики и права В.Э. Грабарь Юрист.- 1946. - № 6.

6. Казарин, А.И. Г.Гроций как политический мыслитель / Вестник истории мировой культуры / А.И. Казарин // Норма.- 1958.- № 6

7. Керимов, Д.А. Основы философии права : учебное пособие / Д.А. Керимов. - М.: Приор, 1992.

8. Нерсесянц, В.С. Философия права : учебно-методическое пособие / В.С. Нерсесянц. - М.: Юрайт, 2002.

9. Чичерин, Б.Н. Политические мыслители / Б.Н. Чичерин. - СПб., 1999.

10. Чичерин, Б.Н. Курс государственной науки : учебное пособие / Б.Н. Чичерин. - М.: Проспект, 1991.

11. Шершеневич, Г.Ф. История философии права : учебно - методическое пособие / Г.Ф. Шершеневич. - М.: Статут, 2005.