Смекни!
smekni.com

Советская модель секуляризации (стр. 2 из 3)

Как и на основе какого материала выстраивается модель? В рамках советской модели социалистическое общество провозглашается совершенным человеческим обществом [21, с. 4], в котором впервые в мире создаются все необходимые объективные условия для отмирания религии. Соответственно, задача исследователей эмпирически продемонстрировать ход этого отмирания и утверждения атеистического (правильного) мировоззрения, единственно способного дать человеку так необходимое ему счастье. Если же отмирания не происходит или происходит, но слишком медленными темпами, то в силу того, что ни о каком пересмотре философских оснований модели и речи быть не может, появляется задача: выявить причины, мешающие возникновению правильной надстройки для правильного базиса. Эти задачи решаются на материале эмпирических исследований, среди которых следует отметить исследования в Пензенской области, на основе которых была создана, наверное, лучшая советская работа о секуляризации "К обществу свободному от религии" [8, с. 19].

Не обошли советские исследователи вниманием и капиталистические общества, однако здесь перед ними стояла несколько другая задача: проанализировать живучесть религий в странах Запада и показать её связь с несовершенством базиса буржуазного общества [22, с. 6 - 27].

Как выглядит общая схема? Советская модель секуляризации выстраивается на фундаменте марксистсколенинской философии. Как писал Р. А. Лопаткин, "для теоретического анализа проблемы секуляризации в социологическом плане первостепенное методологическое значение имеют работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, раскрывающие причины и сущность религиозного отчуждения, социальные корни и исторически преходящий характер религии, принципы политики Коммунистической партии по отношению к религии и церкви" [13, с. 7]. Соответственно, модель секуляризации встраивается в общую схему исторического развития человечества. Это развитие трактуется как прогресс от менее совершенной к более совершенной и, наконец, к самой совершенной стадии в соответствии с законами, открытыми Марксом. Религия - это один из показателей несовершенства, поэтому по объективным причинам она будет по ходу истории слабеть, пока, наконец, совсем не исчезнет. Соответственно, секуляризация, пусть и в самом зачаточном виде, начинается задолго до капитализма и уж тем более социализма. Отголоски грядущей полноценной секуляризации усматриваются уже в иконоборческом движении VIII в., в проповеди и борьбе Яна Гуса и уж тем более в Реформации XVI в. Однако в то время она ещё скрыта "и поэтому часто принимает форму выступлений с религиозных же позиций против господствующей стр. 65 церкви" [13, с. 13]. Причины, по которым советские социологи трактовали религиозные конфликты и споры как секуляризацию, то есть как шаги на пути к отмиранию религии, понятны: общество совершенствуется, соответственно, религия слабеет, пусть это и выглядит как её трансформация. Затем, как бы в подтверждение такой интерпретации, указывается, что со временем секуляризация начинает принимать всё более ярко выраженный осмысленный характер, наконец, "на определённом этапе, в основном, начиная с французского Просвещения, секуляризация выходит за рамки борьбы прогрессивных общественных сил с церковью и начинает включать в себя борьбу за преодоление всякой религии вообще" [13, с. 14]. Однако это всё пока лишь предыстория секуляризации. Настоящая секуляризация начинается в условиях капиталистического и социалистического общества. Прежде чем подробнее говорить о секуляризации в условиях современного общества, необходимо ввести два важных для советской модели секуляризации понятия: объективные условия и субъективный фактор. Под объективными условиями понимаются "все стороны общественной жизни, которые объективно не вызывают иллюзорно-фантастического отражения действительности, не нуждаются в религиозном восполнении и способствуют отмиранию и преодолению религиозных пережитков". Сюда относятся "способ производства материальных благ, характер общественных отношений, политический строй, уровень социального и культурного развития, а также исторические и природно-географические условия" [23, с. 66].

Однако помимо объективных условий протекания секуляризации в советской модели выделяется также субъективный фактор. Это "сознательная, целенаправленная и организованная деятельность людей, партии, государства, общественных организаций по высвобождению всех сфер общественной жизни, общественного и индивидуального сознания от религиозного влияния" [24, с. 108]. Субъективный фактор выступает в качестве дополнения объективных условий, которые "не могут сами по себе, автоматически привести к отмиранию религии..." [24, с. 111].

Именно в современных обществах (капиталистическом и социалистическом) как ни в каких других (что логично) были созданы объективные условия для успешного протекания секуляризации. Развитие производительных сил, вызванное научно-технической революцией, привело к кардинальному переустройству жизни обществ и к закономерному ослаблению религии. Однако качество этих объективных условий в капиталистическом и социалистическом обществе различно. При всех успехах капитализма там ещё не произошла смена формации, что делает невозможной полноценную секуляризацию, которая поэтому тормозит на первой негативной стадии. Что касается советского общества, то там основные объективные условия были созданы, поэтому секуляризация в социалистическом обществе переходит от негативной к позитивной стадии. Кроме того, в условиях социализма, в условиях "правильного" базиса ключевую роль начинает играть субъективный фактор, связанный с деятельной борьбой против религии. В отличие от западных теоретиков, для которых этот момент не был столь очевиден, советские социологи чётко указывали на то, что секуляризация не происходит сама по себе, что для её успешного протекания необходимо активное участие человека и что её бессмысленно рассматривать "вне учёта того класса, который заинтересован в проведении секуляризации" [7, с. 192]. Отчасти такое внимание к субъективной стороне секуляризации было связано с ленинским напутствием о том, что религию нельзя воспринимать как частное дело человека. В условиях, когда был создан базис, глупо ждать, что религия сама отомрёт без всякой помощи: во-первых, не исключено, что даже в социалистическом обществе, особенно в глухих местах, могут сохраняться прежние порядки, подпитывающие религиозные иллюзии; во-вторых, в надстройке, частью которой является религия, помимо отражения реального базиса присутствуют ещё и так называемые пережитки, для выветривания которых необходимо приложить усилия. Короче говоря, для реализации этой потенции задействуется субъективный фактор. Как пишет В. А. Сапрыкин, "совершенствование социальной среды даёт возстр. 66 можность человеку выразить, "объективировать" свою сущность, а воздействие на него посредством идеологической, организаторской, атеистической работы позволяет эти открывшиеся в нём возможности превратить в действительность..." [24, с. 113]. Выделяется целый ряд конкретных направлений воздействия субъективного фактора: создание в социальном организме необходимых условий, способствующих отмиранию религии; вовлечение всех трудящихся в революционную преобразующую деятельность; повышение культурного и образовательного уровня населения; соблюдение и расширение принципов социалистической демократии, привлечение трудящихся к управлению делами общества; разработка основ научного преодоления религии и внедрение их в практику; развёртывание широкой научно-атеистической пропаганды; отделение церкви от государства, школы от церкви [24, с. 109 - 110]. Соответственно, сочетание субъективного фактора и объективных условий должно в результате приводить к успешной секуляризации и, в конечном счёте, к преодолению религии. В социалистическом обществе сполна наличествовали все эти условия секуляризации, поэтому исследователи с полным правом заключали, что "секуляризация в социалистических странах носит наиболее глубокий характер" [18, с. 194]. При этом советские исследователи не ограничивались простой разработкой и уточнением теоретических основ процесса секуляризации, они сами являлись активными сторонниками этого процесса, участвуя в атеистической пропаганде и идеологическом противодействии попыткам церквей сохранить свои позиции. Действительно, в силу того, что надстройка не автоматически реагирует на изменение базиса, но обладает определённым простором для действия, религии сопротивляются своему упадку. Это сопротивление может принимать различные формы: от сближения с реакционными режимами, препятствующими переменам, до попыток внутреннего реформирования и подстраивания под новые обстоятельства. Для осмысления процессов борьбы религии с объективными тенденциями вводится шкала секуляризация - сакрализация (т.е. "распространение, укрепление и углубление культовых связей, придание материальным и идеальным предметам, сознанию, поведению, отношениям людей "священного" религиозного смысла и значения" [13, с. 20]). Соответственно, каждое событие в религиозном мире рассматривается с позиции данной шкалы, определяется, чему оно способствует: секуляризации или сакрализации.