Смекни!
smekni.com

Философия эпохи Возрождения 7 (стр. 2 из 5)

Петрарка осуществил поворот к проблемам земного человеческого бытия ("небожители должны обсуждать небесное, мы же человеческое"), однако ценой отказа от универсальных метафизических проблем. Его гуманизмразвивался в русле обмирщенной антропологии. Этот процесс осуществлялся не безболезненно и не безконфликтно для его души. Так, в философском диалоге "Моя тайна" он вызывает в собеседники Августина, который "учит" его не столько изнурять плоть, сколько обуздывать свое естество. Петрарка признает необходимость стремления к земной славе, будучи не в состоянии отказаться от этой страсти. Петрарка явился создателем новой европейской лирики - любовные сонеты.

Друг Петрарки, Джованни Бокаччо (1313-1375), продолжил гуманистическую линию, доведя ее в "Декамероне" до телесной чувственности и практического утилитаризма. Все духовенство он представлял глупым и лживым, восхвалял рассудок и плотские желания человека. У Лоренцо Валлы (1407-1457) в работе "О наслаждении" или "Об истинном и ложном благе" идеалом провозглашается извращенный эпикуреизм, в котором на первый план выдвигается чувственное наслаждение и личная польза, земное наслаждение оказывается у него предварительной ступенью к небесному блаженству. Добродетелью является все, что относится к инстинкту самосохранения, поэтому, считал он, никакое наслаждение не является безнравственным. Лоренцо Валла раскрыл неподлинность так называемого "Дара Константина" документа, который был известен как юридическая основа светской власти папства. Согласно Джаноццо Манетти (1396-1459, "О достоинстве и превосходстве человека") мир создан для наслаждения, а человек "некий малый мир". В творчестве Манетти и других гуманистов человек приобретает атрибуты божества. Гуманистический идеал этого "обожествленного" человека есть идеал героический, а не "золотая середина", его символ Прометей, стремящийся к деятельности и владычеству, а не ветхий Адам.

Несмотря на переоценку взаимоотношений Бога, человека и мира, гуманисты не смогли трансформировать онтологию (метафизику), так как были больше литераторами и поэтами, чем философами. Их свободомыслие не идет далее антицерковной полемики, возвеличивания человека в его земном и космическом образе, что, зачастую, освобождало его от формализованной теологии, но низвергало в собственные страсти и моральное растление.

Ренессансный неоплатонизм. Родоначальником ренессансного неоплатонизма и крупнейшим, оригинальным мыслителем является Николай Кузанский (1401-1464). Он родился в Германии в местечке Куза. Первоначальное образование получил в школе "братьев общей жизни" сообществе, близком движению "нового благочестия", возникшем в Нидерландах во втор. пол. XIV в. Оно ставило целью нравственное преобразование общества путем воспитания глубоко личной религиозности. Внешней обрядности и схоластической мудрости они противопоставляли стремление к совершенствованию путем "подражания Христу". Их мистицизм способствовал отчуждению будущего философа от рационализма схоластического богословия. В дальнейшем Николай Кузанский продолжает обучение в Гейдельбергском, Падуанском и Кёльнском университетах. Он был необычайно одаренным, преданным церкви и энергичным священником. Став кардиналом, он развивает активную деятельность по восстановлению единства и авторитета католицизма, достижению мира и согласия вероисповеданий.

Его философствование тесно связано с традицией средневекового неоплатонизма, идущей от Ареопагитик и Эриугены к мистицизму Мейстера Экхарта . Он был увлечен античным культурным наследием и собственноручно открывал в монастырях древние рукописи. Он изучил греческий язык и читал в оригинале Платона и Прокла. Интересовался он также астрономией, космографией, математикой.

Центральной темой его философии является проблема соотношения Бога и мира. Однако его теоцентризмнаходится вне схоластической традиции. Схоластическому "знанию" о Боге он противопоставил концепцию "ученого незнания". Николай Кузанский отказывается здесь от положительной, позитивной теологии, и разрабатывает апофатическое, или отрицательное богословие. Понятие Бога в его творчестве теряет религиозность, личные качества и приобретает пантеистические черты. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и, вместе с тем, как скрытая сущность всего.

Новый этап в освоении европейской философией наследия Платона и античного неоплатонизма связан с деятельностью Марсилио Фичино (1433-1499) и возглавляемой им Флорентийской платоновской Академии. Они изучил греческий язык и читал Платона в подлиннике. Его вилла близ Флоренции стала своеобразным культурно-философским центром в противовес официальным университетам и монастырям. Там собирались поэты, художники, политики. Фичино переводил герметические трактаты, диалоги Платона. Главное его собственное сочинение называется "Платоновское богословие о бессмертии душ", основывается на неоплатонической традиции и в этом смысле противостоит схоластике. Традиционную теологию он пытался подменить "ученой религией" в виде платоно-неоплатонической философии. При этом он оставался искренне верующим католиком и даже стал священником.

Согласно его философии мироздание представляет собой иерархически построенное единство. Опираясь на неоплатоническую традицию, он выстраивает пятиступенчатую иерархию бытия (Бог, ангел, душа, качество, материя), которая находится в постоянном движении. Центральной категорией в его космологии является душа, объединяющая все в мироздании, она есть "истинная связь вещей". Жизнь присутствует всюду и есть "внутренняя сила движения". Душа есть "внутреннее искусство, изнутри устраивающее материю, как если бы столяр находился внутри древесины". Весь мир движется любовью, исходящей от Бога. Явленная же миру любовь есть красота. Мир есть прекрасное творение, круговое существование которого есть наслаждение. Образом постоянного божественного присутствия в мире является свет. Хотя Фичино не высказывается против креационизма, тем не менее логика его системы не оставляет сомнений в его отсутствии. Однако Бог у него не растворяется в природе, а поглощает ее: "Не Бог распространяется в мире, а мир, насколько это возможно, простирается в Боге" (тенденции мистического пантеизма).

Человек у Фичино "есть как бы некий Бог", так как он единственный "повелевает самим собой". Человек рожден царствовать и совершенно не может терпеть рабства. Флорентийский философ пытался также разработать концепцию "ученой религии", о чем свидетельствует его трактат "О христианской религии", где он говорит о некой "всеобщей религии", искони присущей человечеству, высшим ее проявлением является христианство. Разнообразие же религий не есть недостаток, наоборот, оно вскрывает божественную красоту истины.

Продолжал пантеистические идеи Фичино Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). Он прожил короткую, но чрезвычайно яркую жизнь. Таковы же и его идеи. Говорят, он знал от 22 до 30 языков. В 24 г. он опубликовал 900 тезисов, в которых собрал мудрость всего известного ему мира. Кончилось это тем, что автор вынужден был бежать из Рима, спасаясь от гнева инквизиции.

Мироздание он представлял в виде иерархии "трех миров": ангельского, небесного и элементарного. Мир вещей возник из хаоса (материи, исполненной форм). Интересны его мысли о красоте. Он считал, что в Боге нет красоты, ибо она включает в себя некое несовершенство, так как гармонию и красоту порождает соединение противоречивых и различных частей: "красота не что иное, как некая дружественная вражда и согласный раздор". Бог для него есть все, но наилучшим и совершеннейшим образом, он есть единство во множественности, он вне иерархии, но вместе с тем постоянно присутствует в мире.

В работе "Против прорицательной астрологии" Пико призывает отказаться от поисков общих, отдаленных причин и обратиться к исследованию того, что исходит "от собственной природы самих вещей и ближайших, связанных с ними причин". Изучение природных закономерностей он считал важнейшей задачей познания: выдвинул мысль о математической структуре природы, разработал понятие "натуральной магии", которой противопоставлял магию религиозную и суеверную. Его натуральная магия должна учить "совершать удивительные вещи с помощью природных сил".

Но особенной известностью пользуется произведение Пико "Речи о достоинстве человека". В них он выносит человека за пределы космической иерархии и противопоставляет ей. Человек есть особый, "четвертый" мир, он вертикален по отношению к ним и пронизывает их всех. Он не занимает срединное место среди ступеней иерархии, и одновременно он вне всех ступеней. Так Джованни Пико взломал иерархическую структуру неоплатонизма в размышлениях о сущности человека. Бог не определил человеку места в иерархии. Человек поставлен в центр мира и он не обладает собственной особой природой (земной или ангельской), он должен сформировать себя сам, как "свободный и славный мастер". Человеку дано право, а значит, и ответственность "владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет". Природа человека, таким образом, является "самостановящейся", а не раз и навсегда данной. Божественность человека не дана, а достижима, и здесь главная роль принадлежит свободе выбора и его моральной оценке.