Смекни!
smekni.com

Ломоносов как представитель трансформизма в России (стр. 2 из 2)

Возникает новое направление в биологии - трансформизм, утверждающее, что под влиянием изменения внешней среды из одних органических форм развиваются другие, т.е. происходит превращение (трансформация) одних видов в другие. Этому новому направлению приходится с большим трудом преодолевать старые укоренившиеся взгляды креационистов.

Истоки трансформизма относят к 1759 году, в котором произошли три очень крупных события биологических наук. Прежде всего, в этом году был написан знаменитый трактат М.В.Ломоносова "О слоях земных", основная идея которого была направлен против креационизма. 28 ноября 1759 года в Берлинском университете молодой ученый Каспар Фридрих Вольф защищал докторскую диссертацию на тему "Теория зарождения", в которой автор выступает против основных положений преформизма. Наконец, в этом же году во Франции возникла первая естественная система растений, творцом которой явился известный ботаник Бернар Жюсье.

Вторая половина XVIII века явилась в естествознании временем ост­рой борьбы между идеализмом и материализмом. Идеологи революцион­ной буржуазии французские материалисты Ламетри, Дидро и Гельвеций отвергали идею божества, находили материалистическое объяснение за­конам природы. В эту эпоху в естествознании начали развиваться идеи трансформизма.

Одним из крупным трансформистов XVIII века был французский на­туралист Бюффон (1707-1788). По его гипотезе, высказанной в 1749 г., Земля образовалась в результате космической катастрофы: она в виде осколка оторвалась от Солнца после столкновения с кометой. Далее Земля, по мнению Бюффона, развивалась и продолжает развиваться самостоятельно. Горные породы образуются постоянно в виде осадков на дне океанов. Геологическую историю Бюффон разделил на семь пе­риодов. Каждый из них заканчивался вымиранием прежних существ и появлением новых, но не в результате акта творения, а естественным путем. Из мельчайших крупинок «живого вещества» под влиянием тепла зарождались первые немногие виды, а остальные появились в резуль­тате их видоизменения под действием факторов среды. Бюффон обра­щает внимание на сходство в строении всех млекопитающих и даже пред­полагает общность происхождения человека и обезьяны. Такое «бого­хульство» не могло пройти безнаказанно. Против Бюффона ополчилась реакция. Французская академия наук вынесла решение сжечь сочинения Бюффона, а от автора потребовала публичного отказа от своих взглядов и заявления, что он верит в библию и сотворение мира.

Идеи, близкие к взглядам Бюффона, изложил стихами в поэме «Храм природы» дед Чарлза Дарвина Эразм Дарвин (1731-1803).

1.3.1 Ломоносов как представитель трансформизма в России

В развитие трансформизма и первых эволюционных представлений известный вклад внесли работы русских ученых М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, К. Ф. Вольфа и А. А. Каверзнева.

М. В. Ломоносов (1711-1765) первым в истории науки высказал эволюционные взгляды в области геологии, опубликовав в 1757 г. Работу «О слоях земных». Он считал, что чередование пластов в недрах Земли объясняется тем, что пласты образовались в разные эпохи жизни нашей планеты. Вопреки господствовавшим метафизическим представлениям, Ломоносов утверждал возможность развития нашей планеты.

Правильное решение дал Ломоносов вопросу о происхождении торфа и каменного угля из растительных остатков, а янтаря - из смолы древ­них хвойных деревьев. В те времена считалось, что окаменевшие рако­вины морских моллюсков, встречавшиеся в горах, оказались там благо­даря библейскому всемирному потопу. Но Ломоносов и эту загадку объ­яснил поднятием осадочных пород в процессе горообразования. Гор «сначала не было», писал он; они образовались «возвышением от внут­ренней подземной силы». Причину перемещения морей он видел в под­нятии и опускании земной поверхности. По представлению Ломоносова «свет имеет великую древность», поверхность Земли, растения и живот­ные постоянно изменялись.

А. Н. Радищев (1749-1808), исходя из материалистических философ­ских представлений, строит спою «лестницу веществ» - от минералов до человека. «От самого неодушевленного, - писал Радищев, - даже до человека образы организации возрастают>. В отличие от Бонне Радищев включает в свою «лестницу» только материальные тела и не находит на ней места для всевозможных вымышленных «небожителей».

Уже в третьей четверти XVIII века А. А. Каверзнев высказывал взгля­ды, очень близкие к признанию эволюции живого. В 1775 г. он опубли­ковал диссертацию «О перерождении животных», выводы которой явно противоречили библейской легенде о сотворении мира Каверзнев считал, что домашние животные произошли от диких предков. «Тщательно изучив и приметив части тела всех животных и сравнив их друг с другом,- пи­сал он.- надо будет само собой признать, что все животные происходят от одного ствола» Объясняя факторы изменяемости животных, Каверз­нев большое значение придавал прямому влиянию климата, пиши, тем­пературы. Каверзнев умер в неизвестности, а труд его был незаслужен­но забыт вплоть до 40-х годов XX века.

У трансформистов еще не сложилось целостной концепции эволюции органического мира; их взгляды были во многом эклектичными и непоследовательными, объединявшими материалистические и идеалистические представления. Общим для всех трансформистов было признание изменяемости видов организмов под воздействием окружающей среды, к которым организмы приспосабливаются благодаря заложенной в них изначально способности целесообразно реагировать на внешние воздействия, а приобретенные этим путем изменения наследуются (так называемое "наследование приобретенных признаков"). При этом изменения видов не столько доказывались, сколько постулировались трансформистами, что делало слабыми их позиции в дискуссиях со сторонниками креационизма. Не случайно в 1830 г. на знаменитом диспуте во Французской академии наук между Э.Жоффруа Сент-Илером и научным лидером креационизма Ж.Кювье первый потерпел сокрушительное поражение, не сумев доказать реальности исторических изменений организмов.

Ж.Кювье (1769-1832) обладал огромными знаниями в области сравнительной анатомии и палеонтологии, будучи, в сущности, создателем последней науки, и легко опроверг аргументы Э.Жоффруа, пытавшегося доказать несуществующее "единство плана строения" у позвоночных и головоногих моллюсков. Изменяемость же видов организмов Кювье отрицал на том основании, что мумифицированные животные из древнеегипетских захоронений принадлежат к тем же видам, что и современные. Эти аргументы казались тогда неопровержимыми, поскольку еще не были известны реальные масштабы геологического времени, и время постройки пирамид считали одной из самых ранних эпох в истории Земли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак трансформизм (от лат. transformare — преобразовывать). В основе его лежит представление об изменяемости видов живых организмов и возможности превращения одного вида в другой. В то же время трансформизм не признавал преемственности и поступательного характера развития органического мира. Приверженцами трансформизма были русские материалисты М.В. Ломоносов (1711 —1765), А.Н. Радищев (1749—1802), К.Ф. Вульф (1735—1794), французские ученые Э.Ж. Сент-Илер (1772—1844), Ж. Бюффон (1707—1788), Ж.Б. Ламарк (1744—1829).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Берг Л. С. Номогенез, или Эволюция на основе закономерностей. — Петербург: Государственное издательство, 1922. — 306 с.

2. Кордюм В. А. Эволюция и биосфера. — К.: Наукова думка, 1982. — 264 с.

3. Красилов В. А. Нерешенные проблемы теории эволюции. — Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1986. — С. 140.

4. Лима-де-Фариа А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции: Пер. с англ.. — М.: Мир, 1991. — С. 455.

5. Назаров В. И. Эволюция не по Дарвину: Смена эволюционной модели. Учебное пособие. Изд. 2-е, испр.. — М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 520 с.

6. Чайковский Ю. В. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. — 712 с.

7. Голубовский М. Д. Неканонические наследственные изменения // Природа. — 2001. — № 8. — С. 3–9.

8. Мейен С. В. Путь к новому синтезу, или куда ведут гомологические ряды? // Знание — сила. — 1972. — № 8.

9. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. — М.: Прогресс-Традиция, 1999. — 640 с.

10. slovo.ws/urok/biology/11/01/txt/12.html

11. www.wikiznanie.ru/ru.../Трансформизм