Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Философии 11 (стр. 4 из 5)

55.Зарубежная философия ХХ века. Философия жизни. Это направление в философии, признающее жизнь как первичную реальность, которая может быть постигнута лишь интуитивно, т.е. иррациональным путем. У истоков философии жизни стоит немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр. Его главное сочинение «Мир как воля и представление» в 2 томах. В качестве первоосновы бытия выступает воля. Человек руководствуется в своей деятельности не разумом, а слепой неразумной волей. Все его действия и поступки есть лишь суть проявления его воли к жизни, разум – всего лишь инструмент воли к жизни, ее орудие с помощью которого человек исполняет свои желания. Подчиняясь воле мы являемся ее бездумными исполнителями, она является причиной вечного жизненного напряжения и порождаемых им страданий, поэтому по мнению Шопенгауэра следует сознательно противостоять воле. Шопенгауэр предлагает 2 выхода из ситуации – один из них может дать лишь временное частичное избавление – обращение к искусству; 2-ой окончательный- требует отрицания самой воли к жизни, т. е. отказ от всех запросов и желаний. К числу представителей философии жизни принадлежал Вильгельм Дильтей. Центральным у него является понятие «жизнь» как способы бытия человека, культурно историческая реальность. Задача философии в том, чтобы понять «жизнь» исходя из нее самой. В этой связи Дильтей выдвинул метод понимания как целостности жизни. Понимание внутреннего мира достигается с помощью самонаблюдения, понимание чужого мира путем «вживания», «сопереживания».

56. Зарубежная философия ХХ века. Прагматизм. Это философское направление трактующий философию как общий метод решения проблем, которые стоят перед людьми в процессе практической деятельности. Смысл жизни по мнению представителей данного направления видится в служении практическому действию, выгоде, успеху. Главными представителями прагматизма явл. Американские философы Чарльз Сандерс Пирс, Уильям Джемс, Джон Дьюи. Основным понятием прагматизма является «человеческое действие», которое представляя собой форму существования, обладает чертами сознательности и целенаправленности. Прагматизм и является доктриной, занимающейся изучением мыслительных и иных структур, обеспечивающих успешность и продуктивность человеческих действий. Такова была прагматизма Чарльза Пирса. Согласно принципу Пирса понятие об объекте достигается рассмотрением всех практических следствий вытекающих из действий с этим объектом. Для Джемса главным мерилом истины служат успешность и полезность результата, достигнутого при ее практическом осуществлении. Для Дьюи главную цель философии составляет анализ и совершенствование социального опыта человечества. Отсюда он большое внимание уделяет разработке метода для решения конкретных проблем, возникающих в различных сферах опыта. Он включает несколько этапов: 1) необходимо установить специфику данной проблемной ситуации; 2)необходимо выдвинуть гипотезу или план ее решения, после чего необходимо теоретически проследить все возможные следствия предполагаемого решения; 3)наконец наступает период его реализации и экспериментальной проверки. В случае необходимости предложенное решение проблемной ситуации может быть изменено. Если достигнуто успешное решение проблемной ситуации, то предложенная гипотеза или теория должна считаться истиной, и возникшая новая решенная ситуация приобретает статус теории.

35. Концепция «бытия» и «материи». Концепция бытия - смысл, включаемый разными философскими системами в понятие Бытия. 1Объективный идеализм. Бытие - высший, надприродный дух. Кроме этого, - материализованный Ми­ровой дух. А в-третьих, - сознание отдельного человека и человечества. Примечание: под бытием фило­софы понимают всё сущее, универсум. 2. Субъективный идеализм. Мир сводится к субъективному миру индивида, мир представлений, идей, ощущений. 3 Теология. Включает в бытие высшее существо - Бога, мир ангелов (раздвоенный), души человека до и после рождения. Бог - натура творящая + предметный мир - натура сотворённая + индивидуальное соз­нание человека = Бытие. 4. Материализм. Бытие - это предметный мир (природа и общество, человек, человеческое сознание). Материализм принимает природу как она есть, без фантастических прибавлений. Мировоззренческое отличие понимания Бытия. Согласно теологии и идеализму программа, реализо­ванная миром, заложена высшим существом. Соответственно, роль человека явно занижена. Согласно материа­лизму, человек - единственное в мире сознательное существо и, соответственно, он ответственен за то, что про­исходит в мире с его сознательным участием. Самая серьёзная мировоззренческая проблема - понимание “бытия человека в мире”. Ещё древние сформулировали проблему сущности и существования. Человек существует, а как в этом существовании реализована моя сущность? Уже Платон поставил вопрос о подлинном и не подлинном Бы­тии. Но глубочайший вопрос для мыслящего человека - что в его бытии является подлинным? И что есть подлин­ное бытие человека в мире? Два ключевых понятия любой философии - материя и сознание (если не считать Бытия). Отношения между материей и сознанием - это вопрос, от которого зависит решение всех вопросов философии. Мировоззренче­ская суть вопроса: каковы реальные качества, свойства мира, в котором живёт человек, с которыми он должен считаться для того, чтобы его отношения с миром были гармоничны. Различия смысла этого понятия в философ­ских концепциях: 1. Идеализм. Материя вторична по отношению к сознанию. (“Материя - это фикция” - цитата Беркли). 2. Материализм. Материя - субстанция, предельное основание всего мира, первична по отношению к сознанию, носитель всех свойств. Понятие “материя” имеет свою долгую историю. Ещё милетцы поставили вопрос о природе вещей. Поста­новка вопроса глубока, ответ - наивен. В Новое время ищется ответ на вопрос о строении материи (материально то, что имеет массу покоя и состоит из вещества). Ответ даётся на основе научных данных этого времени. Но не­справедливо давать определение Материи на основе конкретных научных знаний эпохи. Французские материали­сты 18 века дают первое философское определение материи: “Материя - это всё то, что дано человеческим чувст­вам, что отражается ими”. Определение материи по Марксу - Энгельсу - Ленину: “Материя - это объективная реаль­ность, существующая вне, независимо и до человеческого сознания и отражаемая им”. Достоинство этого опреде­ления в том, что оно не связано с конкретными научными знаниями о строении материи данной эпохи. Философ­ское понятие Материи является методологическим инструментом научного познания. Характерные особенности Материи: 1. Субстанциональность. Универсальная основа всех превращений. 2. Материя имеет свою историю. Стадии истории: неживая, живая и социально организованная материя. 3. Материальный мир, природа представляют из себя организованное целое - систему. Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов.

44. Истина и заблуждение. Современные концепции истины. Целью познания является получение истинного знания. Вопрос об истине является для гносеологии является фундаментальным. От того или иного понимания истины зависят ответы на вопросы о ее достижимости или недостижимости, о ее критериях и т.д. в философии сформулировано несколько теорий истины. 1. Корреспондентская(классическая) – в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности. Представители – Аристотель, Декарт. Так Декарт полагал, что истина это в собственном своем понятии соответствие мысли с предметом. 2.Эмпирическая: истина есть, что подтверждено опытом; 3. Конвенциалистская теория: истина как результат условного соглашения. Ярким представителем был французский математик, физик и философ Жюль Анри Пуанкоре. Согласно Пуанкоре в основе научных теорий лежат соглашения между учеными и их выбор обусловлен соображениями удобства, простоты. 4. Теория когеренции. Представители: Отто Нейрат, Рудольф Карнат, с точки зрения которого истинность основана на согласованности предложений в определенной системе. Любое новое предложение истинно если оно может быть введено в систему не нарушая ее внутренней непротиворечивости. 5. Прагматическая (Уильямс Джемс, Дьюи, Пирс). Знание истинно если оно полезно, эффективно с точки зрения его использования на практике. Наиболее распространенной и авторитетной является корреспондентская. Любая истина субъективна по форме: она есть результат деятельности субъекта и вне субъекта существовать не может, но всякая истина является субъективной по содержанию: это проявляется в том, что она воспроизводит в сознании человека существующие вне его сознания и независимо от него объект. Истина всегда конкретна, т.е. связана с конкретными условиями и относится к конкретному месту, Времени, обстоятельству. В зависимости от полноты истинных знаний различают абсолютную и относительную истины. Под абсолютной истиной понимают полное, точное исчерпывающее знание о каком-либо объекте или явлении, которое не может быть опровергнуто в будущем. Относительная истина представляет собой неполное ограниченное знание верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек или человечество на данном этапе своего развития. Познавательный процесс приводит не только к истине. Нередко он сопровождается и заблуждениями. Заблуждение – несоответствие знания объективной реальности. Источниками заблуждения могут быть низкие познавательные способности индивида, плохое знание предмета познания, отсутствие специальной подготовки в результате чего человек делает скоропалительные выводы, возникают предубеждения, стереотипы. При этом заблуждение необходимо отличать ото лжи. Ложь – намеренное искажение действительности, осознанная попытка выдать неверное знание за верное. Основным и главным критерием истины выступает практика. Практика – целенаправленная чувственно предметная деятельность людей, ориентированная на преобразование мира и человека.