Смекни!
smekni.com

Немецкая классическая философия 5 (стр. 2 из 6)

Задача выявления условий, предпосылок и того, как возможны главные формы научного знания, рассматриваемые в плане функционирования основ­ных познавательных способностей человека, образует сквозную проблему «Критики чистого разума», конкретизирующуюся в следующих трех вопросах: «Как возможна чистая математика?», «Как возможно чистое естество­знание?», «Как возможна метафизика как наука?».

Решающий шаг в построении гносеологической концепции Канта — это его утверждение об априорной основе научных истин. Согласно Канту, сле­дует признать наличие априорных оснований не только в интеллекте, но и в чувст­венности, и в неразрывно связанном с нею опыте. Не приемля тезис о сверхъес­тественном, божественном источнике априор­ных элементов челове­ческого соз­нания и одновременно отвергая их натура­листическое понимание, Кант рас­сматривал их просто как некую данность, которая фактически суще­ствует, но необъяснима. Причем априорными он называл «знания, безусловно, независи­мые от всякого опыта», а «чистыми» — те из них, «к которым совершенно не примешива­ется ничто эмпирическое». Априорным знаниям «противоположны эмпири­ческие знания, или знания, возможные только апо­стериори, т. е. посред­ством опыта».

Кантовский априоризм имел ярко выраженный субъективно-идеалисти­че­ский смысл, поскольку требовал отказаться «от господствующего убежде­ния» (материалистического по своей сути), что «всякие наши знания должны сообра­зоваться с предметами» (т. е. отражать в сознании познаваемые предметы), и «исходить из предположения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием...».

Принципиальное значение в гносеологической концепции имеет тезис: «Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные син­те­тические суждения как принципы». Синтетическими Кант называл сужде­ния, в которых «связь предиката с субъектом ... мыслится без тождества», что отли­чает их от аналитических суждений, в которых эта связь «мыслится че­рез тож­дество». То есть в аналитических суждениях предикат лишь раскры­вает импли­цитное содержание логического субъекта, а в синте­тических обогащает это со­держание новыми характеристиками.

Наполняя новым содержанием один из схоластических терминов, вклю­чаемый при этом в число важнейших понятий «критической» философии, Кант назвал «трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько пред­метами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным ап­риори». Трактуя тем самым «транс­цендентальное познание» как сугубо гно­сеологическое и притом априористское, Кант характе­ризовал «Критику чис­того разума» как «трансценденталь­ную критику» и вме­сте с тем как «полную идею трансцендентальной фило­софии», которая должна быть создана в будущем на основе содержащегося в этом произведении плана и полного перечня «всех основных понятий, со­ставляющих указанное чистое знание...». Заключенные в «Критике...» учения о познава­тельных способностях именуются «трансцен­дентальными», и это наименова­ние в значительной мере применяется для обозначения самих данных способностей.

В своей работе Кант резко противопоставляет «трансцендентальное» дру­гому заимствованному из схоластики и тоже переосмысленному понятию - «трансцендентному»; причем в этом противопоставлении значение «трансцен­дентального» расширяется и уточняется. В понимании Канта «трансцендент­ное» означает то, что существует вне сознания и недоступно ему, непозна­ваемо, а «трансцендентальное» - то, что имма­нентно сознанию, может быть по­знано и действительно познается.

Усматривая непреодолимые слабости в известных ему двух основных трактовках связи чувственного с рациональным Кант предпочел резко, почти абсолютно разграничить чувственность и интеллект как «два основных ствола человеческого познания», которые вырастают, «быть может, из од­ного общего, но неизвестного нам корня».

В своей работе Кант утверждает, что чувственные представления, име­нуе­мые им «созерцаниями», возникают в человеческой чувственности благо­даря «аффицированию» ее (т. е. воздействию на нее) предметами и вещами, сущест­вующими вне и независимо от нее. Строго говоря, кантовские харак­теристики чувственности сближали его позицию с материалистическим сен­суализмом. Они содержали, хотя и в недостаточно четкой форме, принципи­ально важное утверждение об объективной реальности тех вещей и предметов, которые при воздействии на че­ловека вызывают в его сознании чувственные представления. Стремление Канта выделить в чувственности априорные принципы, трактуе­мые как ее упорядочивающие формы, имеет своим след­ствием взгляд на чувст­венный образ предметов как целиком и полностью сформированный в его со­держании человеческим сознанием, тем самым ни в коей мере не отражающим «аффицирующих» его объективных предметов, остающихся для человека непо­знанными и с неизбежностью непознавае­мыми «вещами-в-себе». Вышеупомя­нутые чувственные образы предметов Кант называет «явлениями» и утвер­ждает, что только они выступают пред­метами научного познания. Расщепление действительности на мир объек­тивно существующих, но непознаваемых нау­ками «вещей-в-себе» и мир су­ществующих лишь в человеческом сознании по­знаваемых «явлений» - ха­рактерная идеалистическо - метафизическая дихото­мия «критической» фило­софии Канта, абсолютно разрывающей для теоретиче­ского разума сущность и явление.

Процедура выявления априорных форм чувственности заключалась кон­кретно в том, что «от представления о теле» Кант абстрагировал, во-первых, то, что трактовалось им как рассудочные определения, а во-вторых, то, что считал принадлежащим к ощущению, или эмпирическому созерцанию в ре­зультате чего оставались только «две чистые формы чувственного созерцания как прин­ципы априорного знания, а именно пространство и время...». Кант провозгла­шает тезисы о «трансцендетальной идеальности» пространства и времени, ут­верждающие, «что пространство есть ничто, как только мы отбра­сываем усло­вия возможности всякого опыта и принимаем его за нечто лежащее в основе вещей в себе», и что время, «если отвлечься от субъективных условий чувст­венного созерцания, ровно ничего не означает и не может быть причислено к предметам самим по себе...».

Важно, что производимая Кантом «дематериализация» мира явлений, рас­пространялась имплицитно также на «вещи-в-себе». Дело в том, что им, по Канту, не может быть присуща никакая определенность чувственно вос­прини­маемых тел; «представление о теле в созерцании не содержит ничего, что могло бы быть присуще предметам самим по себе...». Так, уже в рамках «трансценден­тальной эстетики» кантовская «вещь-в-себе» оказыва­лась неодно­значной и даже имеющей противоположные смыслы: материали­стический и антиматериалистический.

Согласно Канту все вещи как явления, как пред­меты чувственного созер­цания с необходимостью существуют в простран­стве и времени. Эту всеобщ­ность и необходимость существования явлений в пространстве и времени Кант называл «объективной значимостью» послед­них, тем самым субъективно-идеа­листически истолковывая саму объектив­ность.

Разрабатываемую «трансцендентальную логику» Кант отличал от ранее существовавшей «общей логики» как логику «содержательную» от логики «формальной». Придание логике содержательности обеспечивается, по Канту, тесной и постоянной связью познающего мышления с чувственными представ­лениями, исследованными в трансцендентальной эстетике, т. е. с «созерца­ниями». В рассуждениях Канта заметен подход к пониманию того, что переход от чувственной ступени познания к рациональной носит харак­тер качествен­ного скачка, т. е. диалектичен. С этим связано, в частности, подчеркивание Кантом активности («спонтанности») рассудка по сравнению с пассивностью («восприимчивостью») чувственности.

Итак, вторая часть работы – «трансцендентальная аналитика» - посвя­щена анализу процесса познания, осуществляемому рассудком. На первый план здесь выступает обоснование априорного характера категорий и прин­ципов, без ко­торых нельзя мыслить ни один предмет нашего опыта, но лишь в некоторой части утверждения физико-математического естествознания оста­ются неизмен­ными. Обнаруживая свою зависимость от опыта, оно подлежит неизбежным ис­торическим перемена. Таким образом, возможности науки ог­раничены лишь опытом, т.е. миром феноменов.

Тот факт, что в трансцендентальной эстетике и трансцендентальной ло­гике Кантом характеризуется не только научно-познавательная активность челове­ческого сознания, но и конструировании познаваемых явлений, озна­чает, что в «Критике чистого разума» содержится не только гносеологиче­ская концепция, но и концепция онтологическая. Согласно этой концепции бытие, на которое, по Канту, направлен познающий рассудок, представляет собой только мир яв­лений (феноменов).

Важнейшие мировоззренческие вопросы ставятся Кантом при освеще­нии оснований «различения всех предметов вообще на феномены и ноумены», на новом уровне трактуя ту проблему, решение которой ранее привело его к раз­личению названных предметов на явления и «вещи-в-себе». Понятие «фено­мен» обозначает у Канта чувственный предмет, мыслимый рассудком, и оно аналогично понятию «явление». Понятие же «ноумен» Кант существенно отли­чает от понятия «вещь-в-себе»: если «вещь-в-себе» имеет «положительный смысл», обозначая некоторую объективную реальность, хотя и непознаваемую, то «ноумен» «мы должны понимать исключительно лишь в негативном смысле», т. е. только как то, что «не есть объект нашего чувственного созерца­ния», и ни в коем случае как то, что имеет «действи­тельное существование».