Смекни!
smekni.com

Субъекты и движущие силы исторического процесса (стр. 2 из 3)

От понятия «движущие силы» следует отличать понятие «субъект истории». Субъектами исторического процесса становятся те индивиды и социальные общности, которые осознают свое место в обществе, руководствуются социально значимыми целями и участвуют в их осуществлении. Формирование социального субъекта происходит в ходе развития истории. При этом общая тенденция состоит в том, что в сознательное, историческое творчество вовлекаются все более широкие массы людей. В современных условиях, видимо, можно говорить о становлении человечества в качестве субъекта истории по мере осознания общепланетарных потребностей, прежде всего в сохранении природной среды. Вместе с тем следует подчеркнуть, что даже в современном обществе влияние социальных субъектов на общество ограничено.

Характеристика движущих сил и субъектов истории предполагает также и ответ на вопрос: что побуждает людей к деятельности? Реальной причиной, стимулирующей деятельность людей, являются интересы. Они обусловливаются, прежде всего, господствующими в данном обществе экономическими отношениями и положением классов, социальных групп, личностей в системе общественных отношений; именно интересы побуждают людей к определенным действиям, диктуют цели и средства этих действий, выступают их внутренним мотивом.

Учитывая дискуссионный характер и неоднозначность понимания природы интереса, можно подчеркнуть, что интерес существует объективно, независимо от того, осознан он или нет. Но характер деятельности людей, их активности зависит от степени осознания обществом, классом или личностью объективно существующего интереса.

Итак, осознанные интересы приобретают значение идеальных побудительных сил целенаправленной деятельности людей. Без учета интересов различных социальных групп общества невозможно научное понимание путей его развития, в том числе и реформирование российского общества.

6.Социальные общности как субъекты общественного развития

Важными субъектами общественного развития выступают социальные общности: пенсионеры, шахтеры, пролетарии, горожане и т.п. С одной стороны, они организуются лидерами, элитами, государственной властью, а с другой стороны, обладают самостоятельной активностью.

Социальная общность - это реально существующее объединение людей, характеризующееся какими-то объективными признаками (трудом, местом проживания, уровнем дохода и т.п.), чувствами, взглядами, ментальностью, ролью в обществе. Различают групповые и массовые социальные общности.

Массовые общности характеризуются отсутствием непосредственного общения в рамках большой численности (шахтеры, транспортники, учителя и т.п.), относительно слабой сплоченностью (небольшой общностью чувств, взглядов, ментальности), входят в состав общества. Массовые общности состоят из социальных групп, поэтому понятия "общность" и "группа" часто не разграничиваются.

Социальные группы представляют собой объединения людей с устойчивым (регулярным) взаимодействием в процессе какой-то деятельности, высокой степенью сплоченности (общности чувств и взглядов), вхождением в массовые общности. Разные социальные группы воспринимают друг друга как "свои" или "чужие" по характеру труда, манере поведения и одежды, содержанию и стилю разговора, форме досуга и политическим пристрастиям и т.п.

Социальные группы делятся на малые (до 20 человек) и большие (свыше 20 человек). Малые (первичные) социальные группы - это, например, студенческая группа, трудовая бригада, спортивная команда; большие (вторичные) - студенты факультета, коллектив цеха, спортсмены данного клуба и т.п. Если первичные социальные группы образуются в результате непосредственного, эмоционального, деятельного взаимодействия индивидов, то вторичные - в результате опосредованного, формального, организационного взаимодействия. Важнейшей первичной социальной группой (а также и институтом) общества выступает семья, в которой происходит воспроизводство и социализация людей.

Массовые общности (классы) различаются между собой по главному признаку, выделяющему их в обществе.

● Возрастные группы (молодежь и пенсионеры) различаются социальным опытом: идеологическим, политическим, экономическим, трудовым. Одни (революционеры) жертвуют настоящим во имя будущего, а вторые (консерваторы) отрицают настоящее во имя прошлого.

● Экономические общности (классы) различаются своим местом в системе экономики, уровнем распределения, властью, интересами, психологией, ментальностью, мировоззрением, образом жизни: например, буржуазия и пролетариат.

● Политические общности различаются своим местом в системе государственной власти, уровнем распределения доходов, интересами, психологией, ментальностью, образом жизни: например, дворянство, мещанство в царской России.

● Профессиональные общности различаются характером трудовой деятельности (шахтеры, крестьяне, учителя и т.п.), профессиональными интересами, образом жизни.

● Национальные общности различаются национальными интересами, самосознанием, языком, психологическим складом, традициями и обычаями, образом жизни.

● Религиозные общности образуются в зависимости от исповедуемой ими религии, характера религиозных интересов. Так, например, в Нижнем Новгороде множество церквей "пятидесятников", евангелистов седьмого дня, мусульман, христиан и др.

● Городское и сельское население выделяется в зависимости от уклада их жизни. Существует множество и других социальных групп.

Важную роль в развитии общества играют экономические общности (классы) - большие группы людей, объединенные ролью в общественной организации труда, формой собственности на средства производства, способом получения дохода, уровнем богатства, а также психологическими чертами, мировоззрением. У экономических классов субъективные признаки (психология и идеология) обусловлены во многом их местом в системе производства и экономики. Таковыми являются, например, буржуазия и пролетариат. Для классов важнейшими являются политические и экономические интересы.

Роль экономических классов в развитии общества была исследована в трудах Макиавелли, историков Французской революции, Маркса, Энгельса, Ленина и др. В соответствии с марксистскими представлениями история развития постпервобытных обществ (рабовладельческого, феодального, капиталистического) - это история борьбы антагонистических экономических классов (рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных, буржуа и пролетариев). У этих классов противоположные интересы в области экономики, политики, идеологии. Например, пролетарии хотят не только работать, получать зарплату, голосовать на выборах, удовлетворять жизненные потребности, но и владеть акциями, руководить производством, государством в лице своих лидеров. Эта борьба прекращается в результате пролетарско-социалистической революции, ликвидирующей антагонистические классы, социальные конфликты, и устанавливает в обществе социальный мир (и застой) под контролем диктатуры пролетариата.

Сейчас понятие класса употребляется в более широком значении слова. Если у Маркса мировоззренческие, психологические, политические признаки полностью зависели от экономического положения людей, то в современном (М. Вебер, Р. Дарендорф и др.) понимании они определяются также уровнем воспитания, религией, образованием и т.п. Р. Дарендорф вслед за Марксом также считал классы важнейшими "конфликтующими социальными группами", но главный классово-образующий признак видел в участии в политическом господстве или исключении из него. Классовый конфликт, по мнению Р. Дарендорфа, определяется характером (классовым) власти, существующей в обществе, господством (власть), а не эксплуатацией (собственность).

Помимо социальных групп, которые фиксируют просто социальные различия между различными общностями людей, в обществе выделяют социальные страты. Термин "стратификация" происходит от латинского stratum - слой, пласт и fatio - делаю. Социальная стратификация не просто выявляет групповое многообразие субъектов конфликта в обществе, но определяет иерархическое (вертикальное) положение социальных групп в обществе.

Социологи сходятся в том, что основой стратификационной структуры общества является естественное (от природы) и социальное (общественное) неравенство людей. Основания деления социальных групп на высшие и низшие различны. Например, Маркс и марксисты в качестве основного и единственного основания разделения общества на страты-классы выделяют форму собственности. У них получается класс-страт собственников (рабовладельцев, феодалов, буржуа) и неимущих (рабы, крепостные, пролетарии). Интеллигенция рассматривалась как прослойка между классами.

М. Вебер расширяет признаки стратификации и выделяет в качестве таковых и отношение к собственности, и принадлежность к определенным политическим партиям (движениям), и социальный статус (престиж). Социальный статус характеризует степень уважения (престижа) данной социальной группы (и ее представителя) в обществе. Престиж определяется ценностью данной профессии, происхождения, воспитания и т.п. в обществе на данном этапе его развития. Например, в феодальных обществах статус определялся знатностью происхождения (из дворян, купцов и т.п.). В советском обществе тоже существенным было происхождение из пролетариев или из благородных. Первым была открыта дорога "наверх", а вторым - только внизу социальной лестницы.