Смекни!
smekni.com

Русская философия 7 (стр. 1 из 2)

Р У С С К А Я Ф И Л О С О Ф И Я

Русская философская мысль начинает зарождаться примерно в период XII-XIVвв. преимущественно на религиозной православной основе. Среди первых мыслителей, внесших вклад в формирование и развитие отечественной философской традиции - Владимир Мономах (1053-1125), Иларион (конец Х века – 1055), Кирик Новгородец (1110-1158), Серапион Владимирский (нач. XIII в. – 1275), Нил Сорский (1433-1508), Максим Грек (1470-1555) и др. Связующим звеном всех философских исканий данного периода можно назвать, в первую очередь, антропологическую направленность русской мысли: совершенствование и преображение природы человека, гармонизация его взаимоотношений с природой и бытием в целом.

Образование русского централизованного государства ознаменовалось разработкой известной историософской концепции «Москва – Третий Рим», дошедшей до нас в посланиях старца Филофея Василию III и Ивану Грозному. Данная система взглядов отражает чётко сформировавшуюся к тому времени русскую идею, связанную с осознанием собственной самобытности и уникальной роли в рамках всемирной истории. Москва предстаёт, с одной стороны, как преемница Иерусалима, олицетворение истинной православной веры, с другой – является вселенским государственным центром.

В целом уже на первых этапах формирования обозначились те характерные черты, которые отличают русскую философскую мысль. В качестве главных из них можно выделить следующие:

1) русская идея – осознание самобытности русской мысли и культуры в целом, своего особого предназначения и глобальной роли в судьбах мира;

2) тесная генетическая взаимосвязь с литературой и историческими исследованиями, т.н. историософская проблематика;

3) постановка в центр рассмотрения культурно-антропологической проблематики, внимание к этическим и эстетическим вопросам;

4) онтологизм – трактовка процесса познания не как самодостаточного процесса, а как части и функции бытия человека в мире.

В рамках русской философии разработан ряд специфических, т.е. характерных только для отечественной традиции понятий и категорий: Всеединство, София, Соборность. Всеединство означает принцип внутреннего совершенства единства множества, согласно которому все элементы множества тождественны между собой и тождественны целому, но в то же время не сливаются в нечто неразличимое, а образуют гармоничное целое. Как и многие другие категории русской философии, Всеединство разрабатывалось как элемент прежде всего религиозной рефлексии. Имея определённые аналоги в античности и патристике, данная идея находит своё наибольшее воплощение в идеях Вл. Соловьёва (1853-1900). В рамках его концепции формируется также понятие Софии, означающее принцип Красоты в Боге. Здесь выдвигается на первый план элемент эстетики, означающий, что в мире изначально присутствует гармония прекрасного. В данном аспекте чётко просматриваются параллели с античной мыслью, представлявшей действительность как упорядоченное космическое целое, а познание – как поиск красоты, отражающей гармонию мира. Понятие Соборности, разработанное А.С. Хомяковым (1804-1860), отражает специфическую сущность русской православной церкви, заключающей в себе два трудносоединимых принципа: свободу и единство (для сравнения: в католичестве – единство без свободы, в протестантизме – свобода без единства). В дальнейшем данное понятие, наряду с чисто религиозным, приобрело и более общее значение, например, трактовку его как внутреннего органического единства, лежащего в основе всякого человеческого общения.

Русская идея, красной нитью связующая практически все периоды истории развития отечественной философской традиции, наиболее ярко представлена в антитезе западничества и славянофильства, вплоть до настоящего времени не утратившей своей актуальности. Данная проблема, известная со времён «Москвы – Третьего Рима», обретает новое звучание во времена петровских реформ и последующей просветительской эпохи и является центральной ядром русской философии XIX века. Речь идёт о выборе оптимального пути развития для России как на государственном, политико-экономическом, так и на культурно-историческом, антропологическом уровнях.

Термин «западники», широко распространившийся в 50-х годах XIX столетия, впервые был употреблён Н.В. Гоголем, обозначившим их как группу мыслителей, отстаивающих идеалы западноевропейской традиции. Выступая за преодоление многовековой отсталости России, западники видели единственно верный возможный путь её развития в направлении либеральной демократии, конституционного строя, просвещения и научно-технического прогресса. Создателем первой концепции западничества является П.Я. Чаадаев (1794-1856), который разработал концепцию преобразования российского общества путём приобщения к европейской науке и религии. Идейным лидером западников в середине XIX века стал русский литератор В.Г. Белинский (1811-1848), руководивший изданием журналов «Отечественные записки» и «Современник» - структурно-организационных центров данного движения. Видное место среди западников занимали также А.И. Герцен (1812-1870), К.Д. Кавелин (1818-1885), В.Н. Майков (1823-1847). Философской основой их умонастроений послужило гегельянство. Вслед за Гегелем западники считали, что любая личность, любой народ и всё человечество в целом развиваются по единым законам. Признавая объективный характер всемирно-исторического процесса, они подчёркивали его однонаправленность: история есть синоним прогресса, а конечной его целью является создание таких обществ, которые обеспечат полную свободу, благосостояние и гармоничное единство личности. Именно таким является ориентир развития Западной Европы, именно он должен послужить моделью для России. Выразителем западнических идеалов в русской художественной литературе (энергичный честный предприниматель с просветительским складом ума) стали Штольц и Тушин в романах Гончарова, Соломин у Тургенева и др.

Противостоящее западничеству славянофильство, также имеющее глубокие исторические корни, как самостоятельное течение русской мысли сформировалось к середине XIXвека. В идейном отношении оно представлено в основном нравственно-религиозными и эстетическими мотивами. Главными представителями славянофильской концепции являются А.С. Хомяков (1804-1860), И.В. Киреевский (1800-1856), И.С. Аксаков (1823-1886), К.С. Аксаков (1817-1860), Ю.Ф. Самарин (1858-1916) и др. Ведущей идеей здесь является приоритет русской духовности над западной, где доминирует вещественное начало. В своих знаменитых «Записках о всемирной истории» Хомяков утверждает, что между западной и русской цивилизацией существуют глобальные различия: в Европе преобладает индивидуалистическое начало, в России – общинное, Европа возникла как результат завоевания одних народов другими, Россия – чисто мирным путём, на западе утвердился рассудочные католицизм и протестантизм, в России – цельная христианская вера. Главная цель истории видится в воссоздании братского единства человечества на основе православия. Поскольку самобытность России связывается в первую очередь с уникальностью православной церкви, славянофильские идеи связаны в основном с религиозной философией. В государственно-политическом плане славянофильство отдавало предпочтение самодержавию, которое избавляет общество от участия в политике, представляя ему формировать структуры, основанные на свободном согласии.

Противостояние западнических и славянофильских идей, как отмечалось выше, не утратило своей актуальности вплоть до настоящих дней. По-прежнему широко обсуждаются возможные ориентиры дальнейшего развития России: следует ли ей адаптироваться к западной традиции, быть активным участником процессов всемирной глобализации, или же у нас есть свой путь – «вера православная, власть самодержавная»? Антитеза «Запад и Россия» продолжает оставаться реальным фактором русской интеллектуальной жизни, при всей оригинальности идей до сих пор не найдено окончательного решения данной проблемы.

Вплоть до начала ХХ века преобладающей тенденцией русской философской мысли была религиозная рефлексия. Наиболее значимой фигурой здесь, несомненно, является Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900), попытавшийся на идеалистической основе объединить христианское миросозерцание, немецкую классическую философию и научный эмпиризм. История, согласно его учению, есть «богочеловеческий процесс», конечная цель которого – избавление материального мира от разрушительного действия пространства и времени, достижение гармонии Всеединства. Религиозное начало как стремление человека к совершенству способно собрать воедино и позитивистский эмпиризм, и идеалистическую умозрительность, и марксистскую праксеологию. Именно на данной синтезирующей основе возможно достижение высшей истины, к которой издревле стремится человек.

Русская материалистическая мысль развивается преимущественно на научной основе и берёт начало с М.В. Ломоносова (1711-1765), учёного-энциклопедиста, видного представителя просветительской мысли и основателя первого русского университета в Москве. Его идеи разрабатываются в русле передовых идей того времени: вера в неограниченные возможности человеческого разума и в бесконечный прогресс науки, развитие государственности отождествляется с борьбой против засилья церкви, развитие личности – с формированием внесословных ценностей. В XIX веке материализм представлен прежде всего работами русских учёных, отражающих философское осмысление их научных достижений (таковы, например, труды Д.И. Менделеева (1834-1907), Н.И. Пирогова (1810-1881) и др.) Кроме того, материалистические взгляды отражены в сочинениях многих литераторов и публицистов того времени: В.Г. Белинского (1811-1848), Н.А. Добролюбова (1836-1861), Д.И. Писарева (1840-1868), Н. Г. Чернышевского (1828-1889). Следует отметить, что, здесь, как и в случае религиозной философии, ярко проявляется свойственный отечественной мысли антропологизм, т.е. постановка в центр рассмотрения проблем человека. В материалистической интерпретации она носит чисто просветительский характер, будучи направлена против абстрактных, оторванных от жизни этических концепций: истинно нравственным является человек, добивающийся гармонии между потребностями человеческой природы и требованиями долга, эгоизмом и уважительным отношением к другим. Принципом философского взгляда на человеческую жизнь служат выработанные естественными науками идеи. Особую роль в становлении русских материалистических идей во второй половине XIXвека сыграло распространение в нашей стране марксизма. Русский перевод «Капитала» впервые увидел свет в 1872 году и сразу же вызвал широкий отклик в среде русской интеллигенции. Систематическое освоение идей Маркса связано с именем Г.В. Плеханова (1856-1918), который может быть назван первым русским марксистом, также в развитие данной традиции внесли свой вклад Л.И. Аксельрод (1868-1947), С.Н. Булгаков (1871-1944), П.Б. Струве (1870-1944), В.И. Ленин (1870-1924). Для русского марксизма характерно в первую очередь применение диалектической методологии к познанию общественной жизни, постановка в центр рассмотрения основных положений исторического материализма. Марксистские идеи, во многом послужив духовной основой октябрьской революции 1917 года, инициировали развитие многих самобытных концепций, например, булгаковская «философия хозяйства», богдановская «тектология» и др.