Смекни!
smekni.com

Познавательная деятельность и ее основные формы (стр. 2 из 6)

Можно сказать, что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель. По сути дела рассмотрение человечества в качестве субъекта познания акцентирует внимание на всеобщности этого процесса, а выделение индивидов как субъектов познания выявляет неповторимое в реальном развитии познания. При этом сам индивид как субъект познания формируется в определенной системе социальных связей, так или иначе отражает мир в зависимости от уровня своей теоретической подготовки и от характера своих потребностей и ценностных ориентации. Короче: при всей специфике его познавательной деятельности он остается сыном своего времени, общества, своей эпохи. Это - во-первых.

Во-вторых, субъект познания исторически конкретен и в том отношении, что он обладает определенным объемом знаний, или, иначе говоря, известным интеллектуальным потенциалом, в силу чего конкретный характер носят его познавательные возможности. К тому же и уровень развития общественной практики, и то, что выше обозначено как интеллектуальный потенциал общества, в большей или меньшей степени детерминируют круг его познавательных интересов в тот или иной исторический период.

Легко заметить, что за последние сто лет серьезные изменения претерпели и объект, и субъект познания. Значительно расширились границы объекта познания, а вместе с тем и круг познавательных интересов,, существенно вырос интеллектуальный потенциал человечества, а значит, и его познавательные возможности. Таким образом, в диалектике объекта и субъекта познания отчетливо просматривается социально-опосредованное историческое развитие познавательного отношения человека к миру.

Развитие познания определяется в конечном счете потребностями общества в целом, общим уровнем интеллектуального потенциала

общества. При этом реализация этих потребностей в свою очередь создает фон и базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире, а значит, и для продвижения познания вперед, В основе движения познания лежит, таким образом, разрушение и возникновение все вновь и вновь, противоречия между достигнутым уровнем знаний и уровнем общественных потребностей.

Познание, следовательно, выступает как диалектический процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных. образов сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь общества,


2. Структура познавательного процесса. Диалектика чувственного и рационального.

Гносеология изучает общие закономерности познания.

Обыденное познание основано на использовании социального опыта (трудового, семейного и т.д.). Отражает свои объекты в зависимости от реальных жизненных потребностей людей. Использует обыденный язык. Основной метод классификации знания здравый смысл, Носит рецептурный характер, дает предписания, результат его предписаний этикет. Обыденное знание очень субъективно.

Научное познание - отличается по уровню, глубине проникновения в сущность вещей, стремится выявить законы для мира и его компонент.

Основное отличие О.П. от НИ. - научное познание предполагает своим результатом систему знания, которая носит концептуальный характер: процедура доказательства, обоснования знания.

Наиболее совершенная форма знания теория выступает как обобщение (не все обобщения теория).

Познание разновидность духовного воспроизводства. Задействованы; чувства и разум, мышление, интуиция и т.д. Виды познания:

Чувственно-сенситивное (на чувственномуровне)

Абстрактно-логическое (способность человека)

Интуиция (способность человека)

С одной стороны знание обусловлено познавательной способностью человека.

С другой стороны знание как резюме, итог всей человеческой деятельности.

Существуют: сенсуализм («чувство») и рационализм («разум»).

Сенсуализм. В основе познавательной деятельности чувства человека, ощущение источник «Гобое. Локк. Фейербах в той или иной мере сенсуалисты).

Рационализм. Доказывали, что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести из чувственного опыта (Декарт, Лейбниц, Гегель),

Интуиция может восприниматься по-разному:

Как божественное озарение

Чувственное озарение

Как особое психическое состояние

В современной философии рационалистическая традиция

Чувственное познание. Осуществляется на базе органов и чувств (с их помощью он связан с внешним миром, если лишить этого канала нет познания).

Наличие органов чувств необходимое и достаточное условие для многосторонней познавательной деятельности.

Формы чувственного познания:

Ощущение отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета.

Восприятие - это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений.

Представление чувственно-наглядный образ предмета! сей час не воспринимаем, но воспринимали ранее).

Воображение способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы.

Рациональное познание. Это не чисто природное свойство человека, оно вырабатывается в ходе социологизации человека, в процессе общения и т.д. Уровни рационального познания: рассудок т разум.

Рассудок. Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека.

Разум. Более высокий уровень рационального познания, характерно оперирование самими абстракциями, меняет абстракции, конструирует их, его задача постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической

логики разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия.

Именно Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной

жизни эти уровни тесно связаны.

Формы рационального мышления; понятия, суждения, умозаключения, Понятие исходная форма мышления, отражает общие закономерные

связи объекта. Сущность его в дефинициях, предъявляется ряд требований:

1,Гибкие и неподвижные;

2.Выражение в виде определенных слов. Само понятие мысли не
выражает, оно атом мысли.

Суждения отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные и положительные.

Умозаключения на основании известных двух суждений выводится новое. (У Аристотеля это силлогизм роза- цветок, цветок-растение, роза-растение)

Определение дополнительные формы рационального мышления; первых 3-х достаточно для обоснования любой теории

Сомнение, Мнение, Интуиция

Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием. Выделять эти познание в чистом виде нельзя.

Субъект и объект познания.

Объект познания природа, весь мир.

Субъект - мыслящий человек, общество, либо коллектив(конкретный процессов голове конкретного субъекта).

Отношения между субъектом и объектом базис практики; если нет этого отношения, то нет познания.

Объект

Ранее; кто имел свойства, состояния и действия — понятию субстанция.

Понятие объекта приобрело гносеологический смысл с 17 века, т.к. объект соотносится с субъектом (самостоятельно объект уже не рассматривается), методологически необходимо выделить ту часть объективной реальности, которая в данный момент освоена или осваивается человеком.

Помимо объекта познания предмет познания конкретные аспекты, стороны объекта познания, куда направлено острие человеческой мысли. Любое познание обязано иметь свой предмет познания.

Субъект - мыслящее, чувственно предметное существо, в широком смысле это общество, коллектив, познавательные возможности конкретного субъекта определяются обществом).

Связи между субъектом и объектом решались различными философами различно.

Например, механистический материализм: объект то, что существует независимо от субъекта, Заложил понимание объекта как объективного мира, но субъект является чем-то пассивным в познавательном отношении фиксирует воздействия извне, не более. Субъект - как изолированный индивид.

Идеалисты занимали более прагматичную позицию (прогрессивную) по вопросу об объекте и субъекте. Субъект не то, что нам дано природой, а то, как он себя проявляет (человек это его разум).

Субъективный идеализм сужал понимание субъекта как психическую деятельность, отрицая существование субъекта независимо от объекта. Объект как психическое состояние субъекта(я могу вообразить либо реально видеть объект ).

Диалектическое представление. Марксистско-ленинская философия Iдиалектический материализм) бытие определяет сознание. Субъект меняется также как и объект.

Итог; процесс познания взаимодействие объекта и субъекта, в результате чего происходит воспроизведение объекта в знании, а также изучение его свойств, отношений, связей. Важнейшая сторона этого взаимодействия гносеологическое отношение, которое реализуется, в различных духовных сферах освоения мира: обыденном и научном познании,

Современные концепции истины.

Классическое понимание истины. Ограниченность этого понимания.

Аристотель автор классической концепции истины: Сущность истины как соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта, Именно с Аристотеля истина- как отношение, а не как самостоятельная сущность.

S=O, то- это истина, если между Sи О нет тождества - заблуждение.

Нормативное (традиционное) понимание истины исходит из установки; что О и Sпознания находятся в жесткофиксированном состоянии и относятся к разным полюсам, отсюда познаваемое жестко отделяется от познающего субъекта. Такой подход имеет отрицательные черты;

1.Сковывает широту поиска познающего. Творчеству (познанию
нового) места нет.