Смекни!
smekni.com

Филосовское учение Платона (стр. 4 из 5)

В этой мысли заключено основное содержание платоновской философии: идея вещи соединяясь с тем или иным материалом рождает реальную вещь. Следовательно, каждая вещь имеет как бы тройственную природу – идея, материал и сама вещь, обладающая одновременно идеальными и материальными свойствами. При этом идея вещи – причина, материал – средство, а вещь – лишь следствие взаимодействия идеи и материала.

Необходимо заметить, что Платон смог понять столь сложную философскую природу каждой вещи благодаря, с одной стороны, влиянию орфизма, с его мистическим пониманием троичности бытия, тройственной природы всего в мире, а с другой стороны, в силу собственной диалектической логики. Именно диалектическое мышление Платона позволило ему увидеть, что соединение двух противоположных, обладающих разными свойствами начал – идеи и материала, рождает некий новый феномен – вещь. Поэтому каждая вещь, с точки зрения Платона, внутренне противоречива – идеальна и материальна одновременно, при этом «идеальность» как бы «испорчена» материальностью [18].

Все учение Платона построено на основе этого принципа – везде, во всех явлениях мироздания он видел их диалектическую сущность, пытался обнаружить и показать их внутреннюю противоречивость.

Согласно Платону идея обладает следующими свойствами:

1. Идея – это смысл вещи. Познать идею вещи означает познать, чем одна вещь отличается от другой. Зная идею стола и идею стула, мы знаем смысл их существования, знаем их предназначение и только потому отличаем один от другого.

2. Идея вещи есть цельность всех отдельных частей и проявлений вещи. Неважно, из какого материала сделан реальный стол – из дерева, камня или металла. Неважно, какую форму имеет конкретный стол – круглый он, квадратный или прямоугольный. Идея стола включает в себя все проявления стола как такового и определяет общую природу всех столов вообще. Каменные, деревянные, металлические, круглые, квадратные, прямоугольные, высокие и низкие столы являются столами потому, что воплощают в себе единую для них всех идею. И именно эта идея делает все эти столы столами.

3. Идея вещи является законом возникновения единичных проявлений вещей. Вещь не может возникнуть, если нет ее идеи – идея стола предшествует созданию конкретного стола, является причиной, законом его появления.

4. Идея вещи сама по себе невещественна. Стол может быть изготовлен из любого материала. Но это совсем не значит, что сама идея обладает какими-то вещественными характеристиками. Наоборот, благодаря тому, что идея вещи является умозрительным объектом, то есть постигаема только разумом, люди и могут создавать стол какой угодно формы из какого угодно материала. Сама по себе идея – сверхчувственна, доступна только разуму, мысли.

5. Идея вещи, несмотря на свою невещественность, обладает собственным существованием. Идея как таковая не рождается, не умирает, не переходит ни во что другое. Идеи живут в своем мире. Поэтому отсутствие стола в том или ином месте не означает, что вообще нет идеи стола.

Платоновская логика в анализе свойств идеи вещи приводит к выводу о самостоятельности существования идеи, о том, что идея вещи и сама вещь существуют раздельно, каждая сама по себе. Но где в этом случае существуют идеи вещей? Самый простой ответ – в сознании человека. Однако тогда получается, что человек приравнивается к Богу, так как огромное количество вещей возникли до человека и без его участия – Солнце, звезды, земля, природа, мироздание вообще [7].

Следовательно, есть некий мир, в котором и существуют идеи, мир независимый от человека. Платон, придя к данной мысли, назвал этот мир Гиперуранией. По его мнению, мир идей, «мир эйдосов» находится вне физического пространства. Гиперурания – это место, которое на самом деле не есть место, так как не обладает никакими физическими характеристиками. Гиперурания – образ умопостигаемого мира, образ мифологический [3].

Этот мир прекрасен, благороден и вечен, ведь только в нем живут абсолютно истинные, прекрасные, благородные и вечные идеи вещей. Он не материален, но именно мир идей является истинным бытием, так как он и только он – причина и закон рождения мира реального. Реальный мир также вторичен, как вторична любая вещь реального мира.

На основе своей диалектической логики Платон приходит к выводу, что наряду с миром идей первозданно существует и противоположное ему некое явление материального характера. Сам Платон для его обозначения использовал понятие «хора», а также понятие «необходимость». Позднее, когда языком науки стал латинский язык, это явление стали называть «материей». Из данного положения Платона и вытекает давно установившееся мнение о том, что идеальных вещей, т.е. вещей полностью соответствующих своей идее, не существует и не может существовать. В силу всего этого, Платон называл реальный мир «кажущимся бытием», подчеркивая его отличие от «истинного бытия» – мира идей. Реальный, вещный мир изменчив и конечен, несовершенен и некрасив. И все беды реального мира – от его материальности.

Определение причин рождения реального мира, поставило перед Платоном вопрос: почему изначально независимо друг от друга существующие мир идей и «хора-материя» пришли в движение и сотворили мироздание? Логика платоновского анализа потребовала найти первоисточник этого движения. Поэтому, наряду с двумя первоначалами – мир идей и «хора-материя» – Платон выделял третье первоначало, назвав его «демиургом». Демиург – это платоновский бог, своей энергией приводящий изначально покоящиеся два других первоначала в движение и тем самым творящий мироздание [9].

Бог-демиург не просто перводвигатель, своей энергией он порождает некое явление, обозначенное Платоном как «Душа мира». Душа мира окружает весь физический мир и уже сама, распространяя заложенную в нее божественную энергию, одушевляет все живое, является источником движения в реальном мире. Мировая Душа содержит в себе полное и абсолютное знание о мире. Кроме того, Мировая Душа – это опосредованный божественный источник жизни. Поэтому, по мнению Платона, мир в целом – живое существо в форме шара, имеющее душу и тело, (последнее состоит из земли, воды, огня и воздуха).

С этих же позиций он рассматривает и сущность человека. В представлении Платона, человек – продукт божественного творения, состоящий, как и весь мир, из души и тела. Тело человека – бренно, смертно, преходяще. Следуя своей логике, Платон приходит к выводу о вторичности человеческого тела, о его полной зависимости от души. Как и в случаях с другими вещами реального мира, тело – это материальная оболочка души, это материал, соединяясь с которым, душа рождает мыслящего и чувствующего человека.

Душа, являясь источником жизни человека, обладает собственной жизнью и бессмертием, так как она – остаток, частичка Мировой Души. Потому со смертью тела душа не погибает, а переселяется в другое тело, давая жизнь новому человеку [12].

По мнению Платона, процесс познания – это процесс припоминания. Душа, вселяясь каждый раз в новое тело, как бы забывает то знание, которым она обладала, будучи частью Мировой Души. Иначе говоря, материальное тело, своего рода, «портит» душу, мешает ей самореализоваться. По ходу жизни в конкретном теле, душа, хотя и частично, не полностью, но восстанавливает свои качества, благодаря чему человек и получает знания о мире.

Чем больше человек занимается воспитанием собственной души, тем больше раскрывает ее возможности. В этом плане, Платон, является продолжателем учения Сократа. Цель человека, по мысли Платона, состоит в постижении божественного, а значит в максимальной реализации способностей своей души, в максимальном наполнении самого себя знанием о мире. Только таким образом человек может приблизиться к своему идеальному образу.

Однако отдельный человек живет в обществе и зависит от общества. Следовательно, способ воспитания наиболее приближенных к идеалу людей – создание идеального общества, или, как говорил Платон, – «идеального государства».

С этой точки зрения Платон был истинным идеалистом, даже мечтателем. До конца жизни не прекратил он попытки воплотить в практику свои представления об идеальном государстве. Неудачи, которые постигали Платона, когда он сталкивался с непониманием, а иногда и с откровенной враждебностью политиков, которым он рекомендовал свои социально-политические проекты, побуждали его еще с большим рвением продолжать разработку планов «идеального государства». Ведь он считал, что дело, в конечном итоге, не в этих политиках, а в том, что он сам не до конца, не полностью, не истинно понял идею «справедливого общества», не смог уловить истинный образ «идеального государства». То есть и в этом случае Платон до конца оставался верным сути своего учения – создать идеальное общество можно только тогда, когда постигнешь в полной мере идею этого государства [9].

Учение Платона об идеях позволило исследователям охарактеризовать его философию как объективный идеализм, так как Платон признает существование идеального независимо от сознания человека, более того, само человеческое сознание – продукт некого всеобщего, всемирного сознания. Позднее, уже отталкиваясь от платоновской философии, было создано учение субъективного идеализма, которое все явление мира, видит лишь как производные от человеческого сознания и человеческой воли.

Таким образом, Платон, творчески используя идеи практически всех предшествующих античных философов, в первую очередь, орфиков, пифагорейцев и Сократа, создал учение, которое не только не устарело с веками, но до сих пор является источником философского творчества для представителей самых различных философских школ и направлений. Кто-то принимал и принимает его учение полностью. Другие, на основе его мыслей, строят уже свои философские системы, как, например, Плотин, создавший философию неоплатонизма, или Гегель, рассуждавший о великой созидательной роли платоновской диалектической логики. Третьи спорят с Платоном, опровергают его, как большинство философов-материалистов, однако собственные идеи они формулируют, только отталкиваясь от Платона, т.е. он является побудителем их творческой энергии. Огромное влияние, пусть и опосредованное, учение Платона оказало на формирование главных составляющих христианской философии и христианского образа мысли вообще.